Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук. Первые представления о психике сложились в первобытном обществе, где люди обратили внимание на существование материальных и не материальных явлений. Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс внесли значительный вклад в развитие психологии сознания. Современные исследования позволяют более глубоко понять природу сознания и его роль в жизни человека. | NOCFN
Cодержание
Психология – это выражение словами того, чего нельзя ими выразить. Джон Голсуорси
Становление психологии как науки
Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук. Первые представления о психике сложились в первобытном обществе, где люди обратили внимание на существование материальных и не материальных явлений. Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Эти представления в дальнейшем стали основой противоположных философских направлений.
Философы древности и их взгляды
Мыслителями древности были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа, каковы ее функции и свойства, как она соотносится с телом? Одним из крупнейших философов древности был Демокрит, который утверждал, что и душа состоит из атомов и умирает вместе с телом. Платон же считал, что в основе всего лежат идеи, а душа является посредником между миром идеального и миром материального. Аристотель в своем труде "О душе" выделил три вида души: растительную, животную и разумную.
См. также
Развитие психологии сознания
С началом XVII века, психология сознания начала развиваться как самостоятельная научная дисциплина. В это время появились методологические предпосылки понимания психологии как отрасли знаний. Психология сознания стала основываться на самонаблюдении и интроспекции, что позволяло изучать внутренний мир человека. Различные ученые и философы внесли свой вклад в развитие психологии сознания, такие как Рене Декарт, Джон Локк, Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс.
Вильгельм Вундт и структуролизм
Вильгельм Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии и основателем структуролизма. Он сосредоточился на изучении структуры сознания и выделил три основных компонента: ощущения, образы и чувства. Вундт считал, что психология должна изучать структуру сознания и устанавливать связи между его элементами.
Уильям Джеймс и функционализм
Уильям Джеймс создал направление в изучении сознания, которое получило название функционализм. Он считал, что главной задачей психологии является изучение функций сознания. Джеймс ввел понятие "поток сознания" и подчеркивал его динамичность и изменчивость. Он также выделил роль внимания в сознании и считал, что сознание является приспособительным актом, созданным для выживания в меняющихся условиях.
Современное состояние психологии сознания
Современная психология сознания продолжает исследовать различные аспекты человеческого сознания. Она учитывает не только структуру и функции сознания, но также и его взаимосвязь с другими психическими процессами. Современные исследования в области нейропсихологии, когнитивной психологии и психофизиологии позволяют более глубоко понять природу сознания и его роль в жизни человека.
Заключение
Психология сознания является важной областью психологической науки, которая изучает особенности и механизмы функционирования сознания человека. Она имеет богатую историю, начиная с древности и до современности. Различные философы и ученые внесли свой вклад в развитие психологии сознания, предлагая различные подходы к его изучению. Современные исследования продолжают расширять наши знания о сознании и его роли в жизни человека.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Психология сознания не представляла собой целостного подхода. Скорее, она являлась конгломератом нескольких парадигм исследования, объединённых общим предметом и согласием во взгляде на психологию, как на науку о «непосредственном опыте» (В.Вундт).
Функциональная психология сознания
Представители: Уильям Джеймс
Функциональная психология (англ. functional psychology) — направление в психологии США конца XIX — нач. XX в., объявившее предметом психологического исследования функции психических процессов, сознания в поведении, в приспособлении (адаптации) к среде, к практическим ситуациям.
Джеймс использовал метафору «поток сознания», которая фиксировала динамичность психических явлений. Соответственно и аналитическая интроспекция теряла эвристическую ценность: если остановить поток сознания, что имело в акте аналитической интроспекции, он терял свои свойства, превращался в мертвый «срез» реальности психической жизни. Цель психологии Джеймс полагал в изучении приспособительной функции сознания. Сознание по Джеймсу — это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне».
Психология сознания заложила основы научной психологии как самостоятельной дисциплины. Неправомерно сужая класс психических явлений, ограничивая их только сознательным опытом, психология сознания тем не менее сформулировала многие законы функционирования психики, не опровергнутые и поныне.
Джеймсу сознание представлялось приспособительным актом, созданным природой для выживания в меняющихся условиях. Сознание, по У. Джеймсу, не плоскостная картинка, а некоторый изменчивый, непрерывный поток функциональных актов, остановить который можно только исходя из законов кратковременной памяти.
Поток обладает характеристикой ограниченности. Есть ещё важное свойство потока — выбор объектов, на который он направляется, селективность. Селективное свойство сознания и внимание по Джеймсу это одно и тоже. То есть, внимание это непрерывный, изменчивый, сугубо индивидуальный и избирательный поток. Физиологическими условиями внимания являются:
- Возбуждение коркового (идеационного) центра путем внешнего чувственного раздражения формирует так называемую преперцепцию (антиципацию объекта внимания), что и является вниманием. Преперцепция (создание образа) является половиной перцепции (восприятия) искомого объекта. То есть, проще говоря, мы видим лишь те объекты, которые перцептируем.
- Орган чувств должен быть приспособлен к наиболее отчетливому восприятию внешнего впечатления (посредством приспособления соответствующего мышечного аппарата). В случае приспособительных движений появляется органическое чувство напряжения внимания, которое рассматривается нами обыкновенно как чувство собственной активности. Поэтому всякий объект, способный возбудить нашу чувствительность, вызывает приспособление органов чувств и, следовательно, чувство активности, и возрастание ясности этого объекта в сознании.
Механизмы внимания по Джеймсу зависят от степени произвольности внимания. Непроизвольное внимание предполагает настройку органов чувств, сенсибилизацию, изменение системы кровообращения и т.д., то есть то, что имеет приспособительное к раздражителю значение для достижения его большей отчетливости. В случае произвольного внимания речь идет об идеационном центре, который формирует состояние готовности по отношению к среде, состояние преперцепции, ожидание нахождения и выбора слабого сигнала в условиях решения задачи.
Структурная психология сознания
Структурная психология (англ. structural psychology) термин, введенный Э. Титченером для обозначения своей психологии, противопоставлявшейся им функциональной психологии.
Представители: Вильгельм Вундт, Эдуард Бредфорд Титченер
Основными её авторами являются Вильгельм Вундт (1832—1920) и Эдуард Бредфорд Титченер (1867—1927).
Методом структурной психологии служит аналитическая интроспекция — описание переживаний в категориях элементов сознания.
Основной задачей психологии (по В.Вундту) является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Элементы сознания — это ощущения, представления и чувствования.