Вы когда-нибудь задумывались над тем, на какой высоте находится самолёт, в котором вы летите, и почему он не поднимается выше? А может ли самолёт попасть в космос? В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы, связанные с высотой полётов.
Cодержание
Вы когда-нибудь задумывались над тем, на какой высоте находится самолёт, в котором вы летите, и почему он не поднимается выше? А может ли самолёт попасть в космос? В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы, связанные с высотой полётов.
На какой высоте летают коммерческие воздушные суда?
Средняя высота полёта для пассажирских лайнеров составляет от 9000 до 11600 метров. Воздушное судно поднимается на эту высоту в течение первых 10 минут после взлёта. Оптимальная высота полёта зависит от нескольких факторов.
- Нужную высоту рассчитывают диспетчеры авиакомпании индивидуально для каждого воздушного судна.
- Отдельные модели пассажирских лайнеров способны подниматься выше 12 км. Например, знаменитый "Конкорд" мог достигать высоты до 18000 метров. Однако из-за высокого расхода топлива его эксплуатация стала невыгодной, и с 2003 года "Конкорд" не используется.
Почему именно такая высота?
На высоте от 9 до 11,6 км воздух разряжен, и поэтому самолёту легче преодолевать сопротивление, что позволяет ему экономить топливо. Летать на более низкой высоте опасно из-за возможности попадания в сильные снегопады, грозы и столкновения с другими летающими объектами, такими как вертолёты или маленькие аэропланы. Кроме того, самолёту необходимо лететь выше зоны полёта птиц, чтобы избежать их попадания в двигатель.
См. также
Почему самолеты не летают выше?
Ограничение максимальной высоты полётов имеет несколько причин:
- У самолёта мало времени, чтобы вернуться на безопасную высоту в случае чрезвычайной ситуации. Поэтому полёт на очень высокой высоте затруднителен и требует больше времени на снижение в случае необходимости.
- На высоте свыше 11 км качество связи с наземными службами снижается, поэтому самолеты не поднимаются выше из-за необходимости поддерживать связь с диспетчерами во время всего полёта.
- На большой высоте атмосфера разрежена, что приводит к уменьшению поступления воздуха в двигатели самолёта. Это ограничивает их мощность и способность обеспечивать движение самолёта.
Может ли самолет подняться в космос?
Простой ответ - нет. Гражданские самолёты оснащены турбовентиляторными двигателями, которым необходим воздух для работы. В космосе отсутствует воздух, поэтому полёт в космическое пространство невозможен для обычных пассажирских самолётов.
Сверхзвуковые и боевые самолеты
Современные боевые и сверхзвуковые коммерческие самолёты могут летать в стратосфере на высотах до 20 км благодаря более стабильным летным условиям. Однако динамический потолок может быть значительно выше.
Военные круги США активно изучают возможности полёта на высотах выше 20 км, так называемом "предкосмосе" или "near space". Предполагается, что беспилотные дирижабли и самолёты на солнечной энергии смогут находиться на высоте около 30 км, обеспечивая наблюдение и связь на больших территориях и оставаясь малоуязвимыми для противовоздушной обороны. Такие аппараты будут гораздо более экономичными по сравнению со спутниками.
Все перечисленные выше причины являются основанием для выбора высоты полётов воздушных пассажирских судов примерно на уровне 10-11 км.
См. также
В чем разница между зеркальным и Беззеркальным фотоаппаратом?
Что нам скажет Википедия?
Современные боевые и сверхзвуковые коммерческие самолёты летают в стратосфере на высотах до 20 км ввиду более стабильных летных условий (хотя динамический потолок может быть значительно выше). Высотные метеозонды поднимаются до 40 км; рекорд для беспилотного аэростата составляет 53 км (это уже мезосфера).
В последнее время в военных кругах США большое внимание уделяют освоению слоёв стратосферы выше 20 км, часто называемых «предкосмосом» (англ. «near space»). Предполагается, что беспилотные дирижабли и самолёты на солнечной энергии (наподобие NASA Pathfinder) смогут длительное время находиться на высоте порядка 30 км и обеспечивать наблюдением и связью очень большие территории, оставаясь при этом малоуязвимыми для средств ПВО; такие аппараты будут во много раз дешевле спутников.