Фантастика (от др.-греч. φανταστική - искусство воображения, фантазия) - жанр, или творческий метод, или прием художественной литературы, кино, изобразительного и других форм искусств, характеризуемый использованием фантастического допущения, "элемента необычайного", нарушением границ реальности, принятых условностей. Узнайте о современной фантастике, научной фантастике и фантастическом допущении.
Фантастика (от др.-греч. φανταστική - искусство воображения, фантазия) - жанр, или творческий метод, или прием художественной литературы, кино, изобразительного и других форм искусств, характеризуемый использованием фантастического допущения, "элемента необычайного", нарушением границ реальности, принятых условностей.
Современная фантастика
Современная фантастика включает в себя такие жанры, как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие.
Выделение фантастики как особого литературного метода может критиковаться, поскольку фантастика встречается в рамках самых различных литературных методов - романтизма, реализма, модернизма и др. С этой точки зрения речь идет не о методе, а о двух противоположных тенденциях, характерных для искусства в целом: тенденции к воссозданию действительности и к пересозданию ее. Фантастика в большей мере тяготеет к второй из этих тенденций, но при создании самих фантастических образов, как правило, наблюдается взаимодействие обеих тенденций. Существует понятие "жизнеподобие", противопоставляемое таким формам условности, как фантастика, гипербола, гротеск и др. Выделение фантастики как жанра также порой критикуется, поскольку фантастика в литературе очень разнообразна по родам, видам и жанрам.
Несмотря на разнообразие фантастики, ее тематики и целей, в ее основе лежит тот принцип обобщения знаний о мире, который Михаил Бахтин охарактеризовал как "древнейший тип" образного мышления, - "гротескный тип образности". Понятия "фантастика" и "гротеск" близки друг другу - их роднят такие общие черты, как принципиальный алогизм, ощущение странного, "перевернутого" мира, способность отмечать и демонстрировать основные противоречия действительности, суть явления.
Фантастическое допущение
Фантастическое допущение, или фантастическая идея, - основной элемент жанра фантастики. Он заключается во введении в произведение фактора, который не встречается или невозможен в реальном мире, в котором живет читатель, либо герои произведения («допущении» его существования в сеттинге произведения). Фантастическое допущение противопоставляется реалистическому допущению: вымыслу, не противоречащему возможному, который применяется в реалистической художественной литературе.
См. также
Научная фантастика
Научная фантастика, или сокращенно НФ (англ. Science fiction, или сокращенно SciFi), - жанр в литературе, кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях в области науки, включая как точные, так и естественные и гуманитарные. Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории, а также влияние этих допущений на человеческое общество и личность.
Определение жанра
Существует много споров среди критиков и литературоведов о том, что считать научной фантастикой. Тем не менее, большинство из них сходится на том, что научной фантастики является литература, основанная на некоем допущении в области науки: появлении нового изобретения, открытии новых законов природы, иногда даже построении новых моделей общества (социальная фантастика). В узком понимании научная фантастика - о сверхтехнологиях и научных открытиях, их захватывающих возможностях, их позитивном или негативном влиянии, о парадоксах, которые могут возникнуть. В более общем понимании НФ - это фантастика без сказочного и мистического, в которой фантастические события и явления имеют не сверхъестественное, а научное объяснение.
Что нам скажет Википедия?
Фантастика (от др.-греч. φανταστική - искусство воображения, фантазия) - жанр, или творческий метод, или прием художественной литературы, кино, изобразительного и других форм искусств, характеризуемый использованием фантастического допущения, "элемента необычайного", нарушением границ реальности, принятых условностей.
Современная фантастика включает в себя такие жанры, как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие.
Выделение фантастики как особого литературного метода может критиковаться, поскольку фантастика встречается в рамках самых различных литературных методов - романтизма, реализма, модернизма и др. С этой точки зрения речь идет не о методе, а о двух противоположных тенденциях, характерных для искусства в целом: тенденции к воссозданию действительности и к пересозданию ее. Фантастика в большей мере тяготеет к второй из этих тенденций, но при создании самих фантастических образов, как правило, наблюдается взаимодействие обеих тенденций. Существует понятие "жизнеподобие", противопоставляемое таким формам условности, как фантастика, гипербола, гротеск и др. Выделение фантастики как жанра также порой критикуется, поскольку фантастика в литературе очень разнообразна по родам, видам и жанрам.
Несмотря на разнообразие фантастики, ее тематики и целей, в ее основе лежит тот принцип обобщения знаний о мире, который Михаил Бахтин охарактеризовал как "древнейший тип" образного мышления, - "гротескный тип образности". Понятия "фантастика" и "гротеск" близки друг другу - их роднят такие общие черты, как принципиальный алогизм, ощущение странного, "перевернутого" мира, способность отмечать и демонстрировать основные противоречия действительности, суть явления.
Фантастическое допущение - основной элемент жанра фантастики. Он заключается во введении в произведение фактора, который не встречается или невозможен в реальном мире, в котором живет читатель, либо герои произведения («допущении» его существования в сеттинге произведения).
Фантастическое допущение противопоставляется реалистическому допущению: вымыслу, не противоречащему возможному, который применяется в реалистической художественной литературе. При этом остальные элементы - проблематика, литературные приемы, построение сюжета - у фантастических произведений принципиально не отличаются от реалистических. Фантастическое допущение используется, чтобы полнее раскрыть проблематику произведения, характеры персонажей, за счет помещения их в нестандартные условия; для предложения научных и ненаучных гипотез; для создания экзотического антуража.
Громов и Ладыженский предлагают такую классификацию допущений: научно-фантастические (не противоречащие науке и законам природы) и ненаучно-фантастические (противоречащие им).