Фантастика - жанр, творческий метод или прием художественной литературы, кино и других форм искусств, характеризуемый использованием фантастического допущения и нарушением границ реальности. Узнайте больше о фантастике на NOCFN.
Cодержание
Фантастика (от др.-греч. φανταστική — искусство воображения, фантазия) — жанр, или творческий метод, или приём художественной литературы, кино, изобразительного и других форм искусств, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей.
Многообразие жанра
Современная фантастика включает в себя такие жанры, как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие. Выделение фантастики как особого литературного метода может критиковаться, поскольку фантастика встречается в рамках самых различных литературных методов — романтизма, реализма, модернизма и др. С этой точки зрения речь идёт не о методе, а о двух противоположных тенденциях, характерных дли искусства в целом: тенденции к воссозданию действительности и к пересозданию её. Фантастика в большей мере тяготеет к второй из этих тенденций, но при создании самих фантастических образов, как правило, наблюдается взаимодействие обеих тенденций. Существует понятие «жизнеподобие», противопоставляемое таким формам условности, как фантастика, гипербола, гротеск и др.
Исчерпывающая единая классификация фантастики на сегодняшний день отсутствует, и вряд ли такая классификация, основанная на одном или нескольких взаимосвязанных критериев, будет создана в ближайшее время. Это связано с многообразием форм фантастики и различными интерпретациями роли фантастического элемента в художественном тексте. Елена Ковтун, анализируя принятые подходы к делению фантастики на поджанры, приходит к выводу, что каждая классификация фантастики содержит рациональное зерно, но ни одна из них не является идеальной.
Фантастическое допущение
Фантастическое допущение, или фантастическая идея, — основной элемент жанра фантастики. Он заключается во введении в произведение фактора, который не встречается или невозможен в реальном мире, в котором живёт читатель, либо герои произведения («допущении» его существования в сеттинге произведения). Фантастическое допущение противопоставляется реалистическому допущению: вымыслу, не противоречащему возможному, который применяется в реалистической художественной литературе. При этом остальные элементы — проблематика, литературные приёмы, построение сюжета — у фантастических произведений принципиально не отличаются от реалистических. Фантастическое допущение используется, чтобы полнее раскрыть проблематику произведения, характеры персонажей, за счёт помещения их в нестандартные условия; для предложения научных и ненаучных гипотез; для создания экзотического антуража.
См. также
Фантастика как жанр художественной литературы
Фантастика как жанр в художественной литературе существует не так давно. Она возникла в конце девятнадцатого века, а свою особую популярность набрала в конце двадцатого-середине двадцать первого века.
Фантастика набрала свою популярность в тот момент, когда первый человек полетел в космос, а также начала развиваться астрофизика. Все эти события дали почву писателям-фантастам, простор для размышлений над тем, есть ли в этой Вселенной другие цивилизации.
Фантастика, как известно, может смешиваться и с другими жанрами – например рассказом, утопией или антиутопией. Здесь отличным примером может послужить роман Замятина «Мы», в котором утопичный мир представлен как результат технического прогресса. Однако, идейным замыслом все же является представление существующего государственного строя в непривычном свете, поэтому роман можно отнести к антиутопиям. Аналогичным примером также может послужить роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
К характерным чертам фантастических произведений можно отнести следующее:
- Использование фантастического допущения
- Элементы необычайного и нарушение границ реальности
- Раскрытие проблематики и предложение гипотез
- Создание экзотического антуража
Таким образом, мы рассмотрели некоторые отличительные черты фантастики как жанра в художественной литературе. Однако, наличие всех этих черт одновременно вовсе необязательно.
Известные фантастические произведения
Фантастика в равной мере интересовала читателей как за рубежом, так и в России. Наиболее известными произведениями, ставшими почти что культовыми являются следующие книги:
- «1984» Джорджа Оруэлла
- «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса
- «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова
- «Антигений» Игоря Сухих
- «Трудно быть богом» Аркадия и Бориса Стругацких
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно прийти к выводу о том, что фантастика как жанр ввиду своей популярности имеет очень большое значение в современной художественной литературе. Этот жанр характеризует целую эпоху, эпоху прогресса и технического роста. Возможно, все, что написано в фантастических книгах, когда-нибудь станет реальностью. Однако, пока это остаётся предметом воображения и источником вдохновения для многих людей.
Что нам скажет Википедия?
Фантастика — жанр, или творческий метод, или приём художественной литературы, кино, изобразительного и других форм искусств, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей. Современная фантастика включает в себя такие жанры, как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие.
Выделение фантастики как особого литературного метода может критиковаться, поскольку фантастика встречается в рамках самых различных литературных методов — романтизма, реализма, модернизма и др. С этой точки зрения речь идёт не о методе, а о двух противоположных тенденциях, характерных для искусства в целом: тенденции к воссозданию действительности и к пересозданию её. Фантастика в большей мере тяготеет к второй из этих тенденций, но при создании самих фантастических образов, как правило, наблюдается взаимодействие обеих тенденций. Существует понятие «жизнеподобие», противопоставляемое таким формам условности, как фантастика, гипербола, гротеск и др. Выделение фантастики как жанра тоже порой критикуется, поскольку фантастика в литературе очень разнообразна по родам, видам и жанрам.
Фантастическое допущение, или фантастическая идея, — основной элемент жанра фантастики. Он заключается во введении в произведение фактора, который не встречается или невозможен в реальном мире, в котором живёт читатель, либо герои произведения («допущении» его существования в сеттинге произведения). Фантастическое допущение противопоставляется реалистическому допущению: вымыслу, не противоречащему возможному, который применяется в реалистической художественной литературе. При этом остальные элементы — проблематика, литературные приёмы, построение сюжета — у фантастических произведений принципиально не отличаются от реалистических. Фантастическое допущение используется, чтобы полнее раскрыть проблематику произведения, характеры персонажей, за счёт помещения их в нестандартные условия; для предложения научных и ненаучных гипотез; для создания экзотического антуража.
Это определение разделяют множество писателей-фантастов и литературных критиков. Братья Стругацкие предлагали определение фантастики как отрасли литературы, «характеризующейся специфическим литературным приёмом: введением элемента необычайного». По определению Олега Ладыженского и Дмитрия Громова (Г. Л. Олди), «фантастика — это литература плюс фантастическое допущение». По мнению А. Шалганова, фантастика — это своего рода «параллельная литература», в которой существуют все жанры и все направления, но только с дополнительным элементом инвариантности. Согласно «Большой советской энциклопедии», «её [фантастики] исходной идейно-эстетической установкой является диктат воображения над реальностью».