Язык является сложной знаковой системой, которая позволяет людям передавать информацию, выражать эмоции и устанавливать связи друг с другом. Узнайте все о языке в целом и его важности в коммуникации и развитии общества.
Cодержание
Язы́к — сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Термин "язык", понимаемый в широком смысле, может применяться к произвольным знаковым системам, хотя чаще он используется для более узких классов знаковых систем.
Изучение языка
Языки изучает лингвистика (языкознание). Знаковые системы — предмет изучения семиотики. Влияние структуры языка на человеческое мышление и поведение изучается психолингвистикой. Философия языка занимается общечеловеческими теоретическими проблемами, связанными с языком и с понятием языка.
Понимание языка
Согласно психологу и специалисту в области изучения коммуникации и кооперации М. Томаселло, под языком следует понимать способность во время общения разделять намерения других.
См. также
Функции языка
Слово "функция" в данном случае употребляется в смысле "назначение", "роль" или "работа, производимая объектом". Язык — многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации.
Тремя основными функциями языка являются:
- Информативная (передача информации)
- Экспрессивная (выражение эмоций и чувств)
- Коммуникативная (установление и поддержание связи)
Другие функции языка, выделенные разными исследователями, включают:
- Эмоциональная (выражение эмоций и чувств)
- Референтная (передача информации)
- Контактная (установление и поддержание связи)
- Фатическая (поддержание и подтверждение связи)
- Металингвистическая (обсуждение языковых средств)
- Поэтическая (использование языковых средств для эстетического воздействия)
Происхождение и развитие языка
Существует ряд гипотез о происхождении языка, но ни одна из них не находит пока надежного подтверждения фактами из-за огромной отдаленности эпохи происхождения языка от нашего времени. Они остаются гипотезами, так как процесс происхождения языка не получается ни наблюдать, ни воспроизвести в эксперименте. В начале XXI века получен ряд данных, позволивших ряду исследователей связать возникновение языка у человека с мутациями в гене FOXP2. Эти замены имели место уже у неандертальца.
Теории о происхождении языка делятся на группы по своим базисным предположениям. Часть теорий основывается на том, что язык, будучи очень сложным явлением, не мог возникнуть из ничего, а должен был развиться из более древних пре-языковых систем общения предков человека. Другие теории предполагают, что язык людей является уникальным явлением, которое не идет ни в одном известном виде. Некоторые исследователи придерживаются позиции моногенеза, считая, что все языки произошли от одного общего праязыка.
Язык и речь
Изучение языковой деятельности распадается на две части: основная имеет своим предметом язык, нечто социальное по существу и независимое от индивида, а второстепенная имеет предметом изучения индивидуальную сторону речевой деятельности, то есть речь, включая говорение. Соотнесены три понятия: речевая деятельность (langage), язык (langue), речь (parole). Язык — система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа.
См. также
Проблема синхронии и диахронии в языке
Синхрония и диахрония в языке представляют собой проблему изучения языка в настоящем и прошлом. Синхрония изучает язык в определенный момент времени, а диахрония изучает язык в его историческом развитии.
Роль языка в развитии общества
Язык играет важную роль в становлении и развитии общества. Язык является передатчиком информации и средством общения между людьми. Он позволяет людям делиться опытом, передавать знания и навыки следующим поколениям. Появление языка способствовало развитию интеллектуальных способностей человека и повысило уровень культуры в обществе.
Без появления языка человечество осталось бы на более примитивном уровне. Развитие языка и развитие общества неразрывно связаны друг с другом. Чем больше племен говорят на одном языке, тем больше развивается общество в целом, так как знания и навыки одних племен могут приумножаться знаниями других.
Однако существует проблема исчезновения целых языков. С развитием глобализации и распространением доминирующих языков, многие малочисленные языковые сообщества сталкиваются с угрозой исчезновения своего языка. Это приводит к потере культурного и лингвистического наследия и снижению разнообразия языков в мире.
Заключение
В целом, язык представляет собой сложную знаковую систему, которая играет важную роль в коммуникации и развитии общества. Он позволяет людям передавать информацию, выражать эмоции и устанавливать связи друг с другом. Изучение языка является предметом различных научных дисциплин, таких как лингвистика, семиотика и психолингвистика. Однако, несмотря на многочисленные исследования, происхождение языка остается загадкой, и проблема исчезновения языков становится все более актуальной в современном мире.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Язы́к — сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).
Термин «язык», понимаемый в широком смысле, может применяться к произвольным знаковым системам, хотя чаще он используется для более узких классов знаковых систем.
Языки изучает лингвистика (языкознание). Знаковые системы — предмет изучения семиотики. Влияние структуры языка на человеческое мышление и поведение изучается психолингвистикой. Философия языка занимается общечеловеческими теоретическими проблемами, связанными с языком и с понятием языка.
Согласно психологу и специалисту в области изучения коммуникации и кооперации М. Томаселло, под языком следует понимать способность во время общения разделять намерения других.
Слово «функция» в данном случае употребляется в смысле «назначение», «роль» или «работа, производимая объектом». Язык — многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации.
Р. О. Якобсон с точки зрения теории коммуникативного акта выделяет следующие функции:
- Эмоциональная (выражение эмоций и чувств)
- Референтная (передача информации)
- Контактная (установление и поддержание связи)
- Фатическая (поддержание и подтверждение связи)
- Металингвистическая (обсуждение языковых средств)
- Поэтическая (использование языковых средств для эстетического воздействия)
Андре Мартине выделил три функции языка:
- Информативная (передача информации)
- Экспрессивная (выражение эмоций и чувств)
- Коммуникативная (установление и поддержание связи)
...
История формального изучения языка принято вести с V века до н. э. В этот период индийский грамматик Панини сформулировал 3959 правил морфологии языка санскрит. Вместе с этим, по некоторым данным, уже в XIX веке до н. э. шумерские писцы изучали различия между грамматикой шумерского и аккадского языков. Впоследствии, каждая древняя культура, разрабатывающая письменность, приходила к собственной грамматической традиции. Традиционно выделяются следующие национальные лингвистические традиции: индийская, античная (позднее общеевропейская), китайская и арабская (связанная с толкованием и чтением Корана).
В XVII веке французские грамматики Пор-Рояля разработали идею, гласящую, что грамматика языка отражает основы мышления и поэтому грамматика должна быть универсальной. В XVIII веке филолог Уильям Джонс положил основу сравнительно-исторического языкознания, предположив, на основании сравнительного анализа, общее происхождение санскрита и латыни. Вильгельм фон Гумбольдт вынес академическое изучение языка за рамки одной лишь индо-европейской группы языков. В начале XX века Фердинанд де Соссюр разработал идею языка как статической системы взаимосвязанных единиц, определяемых друг через друга.
Исследующей язык наукой является лингвистика. Её становление началось задолго до начала нашей эры, ещё в эпоху древности. Процесс развития лингвистического знания был длительным и нередко противоречивым, осуществлялся усилиями представителей различных этнических культур, в которых складывались самобытные школы и традиции. В XIX—XX веках складывается современная лингвистика — разветвлённая наука, изучающая в теоретическом и практическом плане все аспекты языка и речевой деятельности человека.