Почему панночку отпевали ночью?

53

В статье мы рассмотрим причины того, почему панночку отпевали ночью и исследуем тему силы зла и сопротивления героями этой силе в мистической повести Гоголя "Вий".

Cодержание

Раздел: История журналистики

Хотя Гоголь не включил «Вия» в свой первый сборник, загадочная судьба Хомы Брута, стянув в единый узел все ключевые мотивы «Вечеров», венчает собой яркую линию в его творчестве. Задачей настоящей статьи было проследить формирование сюжетной структуры гоголевской фантастической повести от «Вечеров» до «Вия». Возвращение к истокам, к более простым формам позволяет лучше понять внутреннюю логику последней, самой сложной украинской фантастической повести Гоголя.

Последняя из украинских фантастических повестей Гоголя по сей день задает читателю немало загадок. Причиной тому — тес­нейшее срастание образного и сюжетного пластов, которые в “Вечерах”, как правило, разделялись. “Вий”, как звучная кода, стал­кивает исключительно яркую стихийно-демоническую линию с не менее колоритными жанровыми — “вертепными” — сценами, так что обе партии звучат в полную силу. Как удалось художнику — и удалось ли — стянуть воедино контрастные, образные и сюжетные планы — ключевой для понимания повести вопрос1. Современники ответили на него отрицательно, повесть распалась на разнородные части не только в восприятии Белинского, вообще недоверчивого к “демонической” фантастике, но и в глазах мистически настро­енного Шевырева2. Столетием позже советская критика, одобрив достоверное изображение бурсацкого быта, осудила “ложную” ми­стическую тенденцию повести; с другой стороны, фрейдистское истолкование, внимательное к стихийному началу, спотыкалось о бурсацкий быт. Из основного вопроса — о принципах синтеза — вырастает череда сюжетных загадок. Отчего в заглавие вынесен персонаж, который на миг является в развязке сюжета?3 Отчего ге­роем романтической повести (а точнее говоря, новеллистической сказки) Гоголь делает серого, ничем не примечательного паренька, который больше уклоняется от действия, чем действует? За что по­страдал добродушный и недалекий бурсак?4 Даже связь между из­биением ведьмы и приглашением отпевать панночку при беглом взгляде кажется алогичной5. Ниже я постараюсь проследить, как в сюжетной плоскости “Вия”, не исключающей и образные характеристики действующих лиц6, Гоголь собрал и объединил мотивы, ранее по отдельности разработанные в повестях “Вечеров”. Воз­можно, движение к истокам позволит нам лучше понять сюжет­ную логику самой концентрированной, и оттого самой загадочной волшебной повести украинских циклов. Заодно отчетливей высту­пит и творческая эволюция писателя, поскольку мы увидим, в ка­ком направлении видоизменялся у Гоголя сказо

Когда думаешь о наследии Гоголя, то ловишь себя на мысли, что повесть "Вий" стоит особняком в творчестве классика, вернее, этой повести крайне не повезло с критическим анализом. У Белинского она попала в разряд "фантастических", и ей, следовательно, было отказано в каком-либо полезном содержании. Особой "веселости" хутора близ Диканьки в "Вие" не наблюдалось, значит, и по линии юмора повесть сильно не дотягивала до первых литературных опытов Гоголя. Так что великий критик лишь пожурил начальную редакцию текста, справедливо отметив, что чем подробнее Гоголь описывает сказочные ужасы, тем читателю становится менее страшно... Мнительный Николай Васильевич внял этому совету и в новой редакции убрал некоторые подробности в описании инфернальных чудищ, искушающих философа Хому Брута в заброшенной церкви... Однако факт дотошной отделки повести (а последняя, основная редакция примыкает по хронологии к написанию первого тома "Мертвых душ") доказывает, что сам Гоголь придавал своему "пустяку" определенное значение хотя бы на уровне интуиции. В письмах он, кажется, ничего не пишет о "Вие", однако возвращается к рукописи снова и снова...

Интересно, что у подростков, впервые знакомящихся с русской литературой (вскоре, правда, таких чудаков не будет совсем), "Вий" чрезвычайно популярен именно из-за своей бескорыстной фантастичности, "ужасности". Пока в кино не было Фредди Крюгера и распотрошенных им нимфеток, его с успехом заменял гоголевский монстр хотя бы в советском кинематографическом эквиваленте. Леонид Куравлев, игравший непутевого батюшку, гонял по экрану кавказскую пленницу Наталью Варлей, и все были довольны, удовлетворены хотя бы тем, что вот гайдаевский Шурик, несмотря на свою расторопность, не мог укротить эту девушку, а Куравлев одолел, сдюжил, не подвел... Уже более тридцати лет прошло с тех пор, как фильм "Вий" вышел на экраны, время изменилось и спятило окончательно, а телевидение нет-нет да и порадует нас этим нестареющим кинополотном, и мы в очередной раз, глядя на маленьких скелетиков и прочую нежить, зададимся вопросом: а был ли вообще Гоголь писателем, даже не гением, а сколько-нибудь литературно одаренным человеком? Потому что придумать и написать такое мог лишь законченный, отпетый графоман...

И только обратившись к каноническому тексту, мы вдруг поймем, что сама повесть, как это ни покажется странным, не имеет прямого отношения не только к фильму "Вий", но и к распространенным нашим представлениям о сказочном сюжете, где семинарист, очертив себХома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», - догадывается бурсак, но уже несется над землей, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю - и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику - читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут.

Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встает из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встает из него, но слышится отдаленный крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

Днем бурсак спит, пьет горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мертвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несет по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесовское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поет молитвы из последних сил. «Приведите Вия!»

Почему панночку отпевали ночью? - это вопрос, поднимаемый в мистической повести Н. В. Гоголя под названием «Вий». В повести рассказывается о трех учениках киевской бурсы, которые во время каникул оказываются на отдаленном хуторе и сталкиваются с демоническим существом по имени Вий. Один из учеников, Хома Брут, встречает старуху-ведьму, которая преследует его и превращается в прекрасную панночку.

Уже в Киеве Хома получает приказ читать молитвы над умирающей дочерью богатого сотника. Оказывается, что дочь сотника и панночка – одно и то же существо. Хома проводит три ночи, читая молитвы над покойной, отбиваясь от нападений чудовищ и Вия, но в конце концов погибает.

Таким образом, причина того, почему панночку отпевали ночью, связана с ее демоническим происхождением и превращением. Повесть «Вий» исследует тему силы зла и сопротивления героями этой силе.

Вий»: о чем предупреждал Гоголь в своей повести?
Источник изображения: mir24.tv

Что нам скажет Википедия?

«Почему панночку отпевали ночью?» - это вопрос, поднимаемый в мистической повести Н. В. Гоголя под названием «Вий». В повести рассказывается о трех учениках киевской бурсы, которые во время каникул оказываются на отдаленном хуторе и сталкиваются с демоническим существом по имени Вий. Один из учеников, Хома Брут, встречает старуху-ведьму, которая преследует его и превращается в прекрасную панночку.

Уже в Киеве Хома получает приказ читать молитвы над умирающей дочерью богатого сотника. Оказывается, что дочь сотника и панночка – одно и то же существо. Хома проводит три ночи, читая молитвы над покойной, отбиваясь от нападений чудовищ и Вия, но в конце концов погибает.

Таким образом, причина того, почему панночку отпевали ночью, связана с ее демоническим происхождением и превращением. Повесть «Вий» исследует тему силы зла и сопротивления героями этой силе.

Cодержание

Люди также спрашивают

Что случилось с Панночкой Вий?

Измученный Хома стал читать молитвы и заметил, что чары ведьмы слабеют. Одна из молитв помогла ему освободиться. Хома сам вскочил верхом на старуху и стал погонять её, охаживая поленом. К утру чары окончательно развеялись, и ведьма превратилась в прекрасную панночку, в полном изнеможении упавшую на землю.

Полный ответ на сайте ru.wikipedia.org


Кем была умершая панночка?

Испугавшись строгого наказания, Хома убегает обратно в бурсу. Там ректор сообщает ему, что умерла панночка — дочь известного сотника, владельца хутора в 50 верстах от Киева, и её последним желанием было, чтобы именно Хома её отпевал.

Полный ответ на сайте ru.wikipedia.org


В чем суть фильма Вий?

Повесть Гоголя Вий это погружение во внутренний мир человека, населенный дьяволами, в душу грешную, спасение которой возможно лишь путем исправления недостатков и пороков через молитвы, приближающие человека к Богу.

Полный ответ на сайте cyberleninka.ru


Как ведет себя Хома во время ночной службы?

Характерно, что у Гоголя на последнюю ночную службу Хому ведут практически под конвоем — у Садур философ сам собирается, зеркально отражая первую ночь: там его новые друзья одевают Хому в свои лучшие одежды — теперь он возвращает подарки, как бы прощаясь с ними.

Полный ответ на сайте www.domgogolya.ru


Видео

Почему Наталья Варлей жалеет о том, что сыграла Панночку в "Вие"!

Chico & Qatoshi - Панночка (Alex Caspian Remix) [Pitched Version]

Баку против Панночки! Nepeta Страшилки

Панночка Вий 1967 Смерти больше нет

О панночка серце палає,️‍🔥 обіймів твоїх я жадаю..🥀 (Хит 2022)

Chico & Qatoshi - Панночка (Alex Caspian Remix) [Official Audio]

Вий реж Г Кропачев, К Ершов, 1967 г Первая ночь Хомы у гроба панночки

Ария Панночки "Веночек" мюзикл ВИЙ. Cover by FantasyLife