В данной статье мы рассмотрим историю этнонима "киргиз-кайсаки" и почему до революции казахов называли киргизами. Этот вопрос вызывает интерес и приводит к множеству теорий и объяснений. Узнайте основные факты и источники, связанные с данной темой.
Cодержание
В данной статье мы рассмотрим историю этнонима "киргиз-кайсаки" и почему до революции казахов называли киргизами. Этот вопрос вызывает интерес и приводит к множеству теорий и объяснений. Для более полного понимания, рассмотрим основные факты и источники, связанные с данной темой.
Киргиз-кайсаки: объединение народов
Этноним "киргиз-кайсаки" использовался до революции для объединения всех носителей "киргиз-кайсакского языка" на территории Российской империи. В это определение входили казахские и большая часть киргизских родов, чьи языки считались диалектами единого наречия. Таким образом, киргизы и казахи были объединены под одним этнонимом.
Использование этнонима в Российской империи
В Российской империи царские чиновники использовали этноним "киргиз-кайсаки" в своих отчетах для объединения казахских и киргизских родов. Казахи составляли основное население определенных областей, таких как Семипалатинская, Сыр-Дарьинская, Акмолинская, Тургайская, Уральская и Семиреченская области. Киргизы жили в других областях, таких как Пржевальск, Пишпек, Аулие-Ата, Ташкент, Ходжент и Джизак. Этнические границы не всегда были четкими, и поэтому использование общего этнонима было практичным для царской администрации.
См. также
Происхождение путаницы
История причин путаницы в названии казахов и киргизов в Российской империи ведет свое начало от времен Ивана III и Василия III. В то время Россия активно расширяла свои границы и столкнулась с проблемой различения казаков, живущих на Дону и Кубани, и тюркоязычных казахов, которые также называли себя "казаками". В результате этой путаницы появился этноним "киргиз-кайсак", где "кайсак" было искажением слова "казак". Впоследствии, часто дополнение "кайсак" исчезало, и казахов стали называть просто "киргизами".
Влияние переводчиков и незнание структуры племен
Во времена Российской империи, чиновники и переписчики обычно работали через переводчиков, поскольку русский язык не был широко распространен. Они не всегда разбирались в сложной структуре казахских и киргизских племен и родов, которые использовались кочевым населением для самоидентификации. Из-за этого они использовали обобщающие понятия, не разделяя, какие племена и роды следует считать казахскими, а какие - киргизскими.
Исследования и объяснения
Исследователи и историки высказывали свои гипотезы и объяснения относительно этой путаницы. Одна из версий связана с работами голландца Николая Витцена, который собирал данные о народах, живущих к югу от Российской империи. В его сборнике "Северная и Восточная Тартария" он использовал этнонимы "казаки" или "татарские казаки" для обозначения казахов. Также упоминания о казахах под именем "казаки" можно встретить в других источниках.
Распространение этнического названия "киргизы" также связано с историческими источниками, упоминающими древних кыргызов, проживавших в долине реки Енисей и позднее под властью Тюркского и Уйгурского каганатов. Процесс формирования киргизского народа был многоэтапным и завершился на территории современной Киргизии.
См. также
Заключение
В результате изучения истории и источников можно сделать вывод, что до революции казахов называли киргизами из-за путаницы и непонимания структуры племен и народов, а также из-за журналистских ошибок и искажений. История этнографии и этнонимов сложна и требует дальнейших исследований для полного понимания процессов, происходивших в Российской империи.
Что нам скажет Википедия?
Древнекитайский историограф Сыма Цянь упоминает в «Исторических записках» о существовании владения древних кыргызов (隔昆, Гэкунь, Gekun) в 201 году до н.э. Сведения о вассальном хуннам владении Кыргыз (堅昆, Цзянькунь, Jiankun) в 49 году до н.э. к северу от восточных границ усуней, к западу от хунну и к северу от города Чэши (Турфан) упоминаются в «Истории ранней династии Хань». Советский востоковед и специалист по исторической географии Л. А. Боровкова локализовала его в Восточном Тянь-Шане к северу от хребта Боро-Хоро и к западу от пустыни Дзосотын-Элисун.
О народе, именуемом «кыргыз» и проживавшем предположительно в долине реки Енисей, писали средневековые китайские, арабо-персидские и древнетюркские источники. Енисейские кыргызы находились под властью Тюркского и Уйгурского каганатов. В VI веке распался Тюркский каганат, а после продолжительного противостояния Кыргызский каганат сокрушил в 840 году Уйгурский каганат и распространил свою власть на территорию от Иртыша до Амура.
В. В. Радлов, В. В. Бартольд и А. Н. Бернштам и О. Караев считали, что процесс переселения енисейских кыргызов на Тянь-Шань был многоэтапным и, по всей видимости, начался в IX веке и завершился в XV веке.
В начале 1960-х годов с серией работ по этногенезу киргизов выступил специалист по киргизской истории К. И. Петров. Согласно гипотезе Петрова, на Алтае одна из ветвей енисейских кыргызов, в союзе с кимаками и восточными кипчаками, образовали независимые уделы. С IX по XIII вв. на Алтае и в Прииртышье шло смешение енисейских кыргызов, кимаков и восточных кипчаков. На базе этого смешения появились «алтайские кыргызы» и сложился киргизский язык.
В конце 1980-х О. Караев, Ю. С. Худяков, В. Я. Бутанаев, Т. К. Чоротегин выступили против концепции алтайского этапа развития киргизского этноса. По мнению этих исследователей, процесс формирования центрально-азиатского протоядра киргизского народа завершился до 840 г. в Минусинской котловине. Часть племён переселилась в Восточный Туркестан в результате военного похода в 843 г. в города Бешбалык и Аньси (через которые пролегал Великий шёлковый путь). В дальнейшем именно эта группа сыграла основную роль при формировании киргизского народа.