Ока

71

Ока (также известна под кодовыми обозначениями ВАЗ/СеАЗ/КамАЗ-1111 и Астро 11301) - советский, а затем российский легковой автомобиль I группы особо малого класса. "Ока" была разработана на Волжском автомобильном заводе и выпускалась на нём, а также на ЗМА и СеАЗе с 1987 по 2008 год. Всего было выпущено около 700 тысяч автомобилей. История, производство и возрождение "Оки" на дорогах России.

Ока (также известна под кодовыми обозначениями ВАЗ/СеАЗ/КамАЗ-1111 и Астро 11301) - советский, а затем российский легковой автомобиль I группы особо малого класса. "Ока" была разработана на Волжском автомобильном заводе и выпускалась на нём, а также на ЗМА и СеАЗе с 1987 по 2008 год. Всего было выпущено около 700 тысяч автомобилей.

Ока (автомобиль) — Википедия
Источник изображения: ru.wikipedia.org

Предыстория

Самостоятельная деятельность конструкторского коллектива Волжского автомобильного завода началась с разработки переднеприводного микролитражного автомобиля ВАЗ-Э1101. Первый ходовой образец автомобиля, за несуразную внешность получивший у заводчан название "Чебурашка", был построен в декабре 1971 года. Впоследствии были построены и испытаны ещё две серии прототипов (2Э1101 и 3Э1101 "Ладога"). По габаритам автомобиль примерно соответствовал будущей "Оке" (колёсная база 2000 мм, длина ок. 3200 мм), но снабжался более мощным двигателем (0,9 л., 50…55 л.с.). Сами заводчане оценивали данную разработку весьма самокритично, отмечая чрезвычайно "сырую" конструкцию и большое количество всплывших в ходе её отработки конструктивных и производственных дефектов.

К 1982 году проект, к которому подключился также конструкторский коллектив СМЗ, вылился в создание достаточно примитивного, но уже вполне полноценного микроавтомобиля, получившего обозначение СМЗ-1101. Однако перспективы развёртывания его выпуска в Серпухове всё ещё выглядели достаточно туманно, как ввиду низкой степени отработанности самого автомобиля, так и отсутствия у завода необходимых для этого производственных мощностей.

Малолитражная, малотиражная и невозрожденная: история создания Оки -  КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Источник изображения: www.kolesa.ru

История производства

В 1988 году были изготовлены первые опытно-промышленные партии "Оки". В Тольятти было изготовлено 300 автомобилей. Производство велось не на основном конвейере ВАЗа, а в отдельно стоящем 62-м заводском корпусе. Параллельно опытная сборка началась и на КамАЗе, причём машины собранные в ТАССР первоначально носили название "Кама".

Массовое производство автомобилей ВАЗ-1111 "Кама" (почти копии выпускавшейся "Оки") предполагалось в городе Елабуга на Елабужском заводе легковых автомобилей (ЕлАЗ). В 1988 году несостоявшийся Камский тракторно-технический завод был перепрофилирован в рамках идеологической компании по "конверсии" военно-промышленного комплекса и увеличению выпуска товаров народного потребления. Таким образом, в Елабуге началось массовое производство "Оки".

Этимология

По мнению М. Фасмера, название Ока родственно готскому aƕa "река", древневерхненемецкому aha, средневерхненемецкому ahe "вода, река", новеверхненемецкому Аа - название реки в Вестфалии и Швейцарии, латинскому aqua "вода". Фасмер ставит под сомнение балтийское происхождение гидронима. О. Н. Трубачёв полагает, что гидроним скорее балтийского происхождения, поскольку это лучше объясняет форму Ока.

В России возродят автобренд «Ока» - Общество
Источник изображения: grozny.tv

Течение

Река Ока берёт начало из родника в деревне Александровка Глазуновского района Орловской области на высоте немногим более 221 м над уровнем моря. Проходит по Среднерусской возвышенности, в верховьях имеет глубоко врезанную, преимущественно узкую речную долину со значительными уклонами.

Сначала течёт в северном направлении и в Орле сливается с Орликом, в Тульской области сливается с Упой, возле Калуги при слиянии с Угрой делает резкий поворот на восток и после протекания через Алексин и Тарусу снова поворачивает на север, затем около города Протвино опять поворачивает на восток.

На участке от Серпухова до Ступина примерно вдоль Оки проходит граница Московской и Тульской областей. Возле города Коломны сливается с Москвой-рекой и далее, делая излучину в 10 км восточней Луховиц (в месте впадения в неё реки Цны), течёт на юго-восток до Рязани.

В Рязанской области из-за холмистых местностей у Оки наблюдается заметная извилистость. Возле слияния с Проней Ока, делая излучину, поворачивает направо, а после слияния с Клязьмой снова поворачивает на северо-восток и направляется к Волге.

В России продают "Оку" почти без пробега по цене "уставшей" Lada Granta -  Российская газета
Источник изображения: rg.ru

Возрождение "Оки"

На дорогах России вновь может появиться автомобиль "Ока". Минпромторг РФ поддерживает возрождение бренда "Ока" и готов рассмотреть вопрос оперативно. Потенциальных потребителей таких машин хватает, особенно среди пенсионеров, инвалидов, дачников и жителей регионов с плохо развитым общественным транспортом. Восстановление производства "Оки" может привести к росту рынка доставок и снижению транспортных издержек.

Что нам скажет Википедия?

«Ока» (также известна под кодовыми обозначениями ВАЗ/СеАЗ/КамАЗ-1111 и Астро 11301) — советский, а затем российский легковой автомобиль I группы особо малого класса. «Ока» была разработана на Волжском автомобильном заводе и выпускалась на нём, а также на ЗМА и СеАЗе с 1987 по 2008 год. Всего было выпущено около 700 тысяч автомобилей.

Самостоятельная деятельность конструкторского коллектива Волжского автомобильного завода началась с разработки переднеприводного микролитражного автомобиля ВАЗ-Э1101, первый ходовой образец которого, за несуразную внешность получивший у заводчан название «Чебурашка», был построен в декабре 1971 года. Впоследствии были построены и испытаны ещё две серии прототипов (2Э1101 и 3Э1101 «Ладога»). По габаритам автомобиль примерно соответствовал будущей «Оке» (колёсная база 2000 мм, длина ок. 3200 мм), но снабжался более мощным двигателем (0,9 л., 50…55 л. с.). Сами заводчане оценивали данную разработку весьма самокритично, отмечая чрезвычайно «сырую» конструкцию и большое количество всплывших в ходе её отработки конструктивных и производственных дефектов.

К 1982 году проект, к которому подключился также конструкторский коллектив СМЗ, вылился в создание достаточно примитивного, в соответствии со скромными производственными возможностями Серпуховского завода, но по сравнению с серийной мотоколяской уже вполне полноценного микроавтомобиля, получившего обозначение СМЗ-1101. Однако перспективы развёртывания его выпуска в Серпухове всё ещё выглядели достаточно туманно, как ввиду низкой степени отработанности самого автомобиля, так и отсутствия у завода необходимых для этого производственных мощностей.

В 1988 году были изготовлены первые опытно-промышленные партии. В Тольятти изготовили 300 автомобилей. Производство велось не на основном конвейере ВАЗа, а в отдельно стоящем 62-м заводском корпусе. Параллельно опытная сборка началась и на КамАЗе, причём машины собранные в ТАССР первоначально носили название «Кама».

Массовое производство автомобилей ВАЗ-1111 «Кама» (почти копии выпускавшейся «Оки») предполагалось в городе Елабуга на Елабужском заводе легковых автомобилей (ЕлАЗ), в который в 1988 году был в рамках идеологической компании по «конверсии» военно-промышленного комплекса и увеличению выпуска товаров народного потребления перепрофилирован несостоявшийся Камский тракторно-технический завод, под предлогом снизившейся народно-хозяйственной и военно-стратегической необходимости в тракторах и танках. Равный по масштабу АвтоВАЗу, ЕлАЗ должен был производить 900 тысяч в год автомобилей ВАЗ-1111, его работники и их семьи должны были резко увеличить население Елабуги до 300—400 тысяч человек, а от новых жилых кварталов Елабуги до промплощадки завода и до Набережных Челнов должен был быть пущен скоростной трамвай. Ввиду ликвидации плановой социалистической экономики и затем распада СССР, ЕлАЗ позже реализовался не в задуманном виде, а в качестве малосерийного лицензионного производства иностранных автомобилей, выпуск ВАЗ-1111 же был налажен в меньших масштабах на других автозаводах.

В декабре 1994 года «Ока» начала выпускаться Заводом карданных валов (Гродно, Белоруссия).

В ноябре 2008 года СеАЗ остановил выпуск «Оки» в связи с её нерентабельностью. До конца года были распроданы остатки товарных автомобилей, а с марта 2009 года СеАЗ находится в состоянии консервации и распродал лишнее оборудование, но при этом поддерживает ряд жизненно важных цехов, например, гальваники, в рабочем состоянии. В 2013 году АвтоВАЗ заявлял о намерении возродить «Оку», но дальше заявлений дело не пошло. К этой идее вернулись десять лет спустя, но с инициативой выступил уже Минпромторг. В июне 2023 года глава ведомства Денис Мантуров заявил в интервью, что министерство готово «оперативно рассмотреть» предложение о возрождении марки, как только поступит предложение от производителей.

Модификации «Оки»

Технические характеристики

Безопасность

По результатам некоторых краш-тестов, «Ока» набирает более высокие баллы, чем «классика» ВАЗ (потомки ВАЗ-2101), что по заверениям производителя частично развенчивает бытующий миф об «Оке» как о «капсуле смерти». Однако надо учитывать, что при реальном ДТП огромное влияние оказывает масса авто[источник не указан 1653 дня], которая у «Оки» очень мала. Наиболее существенный недостаток — короткий передок (обратная сторона компактности автомобиля) и отсутствие коробчатых передних лонжеронов: их роль у «Оки» играют брызговики моторного отсека с локальным усилением, не обладающие достаточным потенциалом энергопоглощающей деформации. Запасное колесо, как и у «Нивы», находится под капотом, что предположительно влияет на деформацию салона при лобовом столкновении. Из-за широких дверных проемов пороги не выдерживают сильных ударов. Из-за некачественной сварки бывали случаи разрыва кузовных деталей.

См. также

Автомобили соцобеспечения

Люди также спрашивают

Как расшифровать Ока?

Расшифровка маркировки ОКА-М5П-А24-6.0 (Л):ОК = оптический кабель;А = повив из арамидных или иных синтетических нитей;М = повив модулей;5 = количество модулей в повиве;П = стеклопластиковый пруток(центральный осевой элемент);А = одномодовое волокно G. 652. C,D;24 = количество волокон;

Полный ответ на сайте td-os.ru


Сколько метров в глубину река Ока?

Глубина Оки колеблется в среднем от 1 до 3,5 метров, достигая местами 6 метров. Прозрачность воды составляет 60 сантиметров. Дно Оки в верхнем течении песчаное.

Полный ответ на сайте old.admoblkaluga.ru


Почему машина называется Ока?

Если быть точным, то изначально имя quot;Окаquot; было присвоено не известной нам аббревиатуре ВАЗ-1111, а разработанному в сотрудничестве с НАМИ первому прототипу - НАМИ-0231- в июне 1981 года, именно его и прозвали громким трёхбуквенным сочетанием - ОКА.

Полный ответ на сайте vc.ru


Сколько лошадей в 1111?

Объем двигателя Лада 1111 Ока составляет от 0.6 до 1.0 л. Мощность двигателей Лада 1111 Ока от 30 до 53 л. с.

Полный ответ на сайте www.drom.ru