В современном мире, где мы ежедневно сталкиваемся с большим объемом информации и задач, важно знать, когда у нас лучше работает мозг. Понимание этого поможет нам увеличить продуктивность и эффективность нашей умственной деятельности. В данной статье мы рассмотрим различные факторы, которые влияют на работу мозга в разные периоды жизни и время суток.
Cодержание
В современном мире, где мы ежедневно сталкиваемся с большим объемом информации и задач, важно знать, когда у нас лучше работает мозг. Понимание этого поможет нам увеличить продуктивность и эффективность нашей умственной деятельности. В данной статье мы рассмотрим различные факторы, которые влияют на работу мозга в разные периоды жизни и время суток.
Способность к обучению
Максимальная способность к обучению приходится на период до 20 лет. В этом возрасте мозг наиболее пластичен, что позволяет ему быстрее адаптироваться к новой информации и запоминать ее. Однако, это не означает, что способность к обучению полностью исчезает после 20 лет. Постоянное поддержание умственной активности позволяет сохранить познавательные функции мозга.
Детский мозг еще не анализирует поступающую информацию и откликается на любую информацию извне. С возрастом нейронные связи формируются, что позволяет мозгу анализировать и отбирать важную информацию. Для поддержания когнитивных функций взрослого мозга важно постоянно развивать новые нейронные связи, учиться новым навыкам и знакомиться с новыми информационными потоками.
Логическое мышление
После 20-25 лет способность к обучению может снизиться, однако на первый план выходит развитие логического мышления и способности к систематизации данных. Взрослый мозг уже сформировал нейронные связи, что позволяет накопить жизненный опыт и применять его в аналитической деятельности. Для поддержания эффективной работы мозга важно постоянно тренировать эти навыки и развивать новые связи.
Режим сна и бодрствования
Мозг работает оптимально в зависимости от режима сна и бодрствования. Гормон мелатонин регулирует наши механизмы сна и бодрствования, и часто наше время пробуждения и активности зависит от нашего распорядка дня. Индивидуально для каждого человека есть определенное время, когда его мозг наиболее активен и лучше справляется с задачами. Утренние часы, с 6 до 9, являются наиболее продуктивными для аналитической деятельности и принятия решений. В это время мозг наиболее эффективно обрабатывает информацию. Вторая половина дня, после обеда, подходит лучше для физической деятельности.
Физическая нагрузка
Физическая активность также влияет на работу мозга. После обеда наш мозг может быть несколько менее эффективным, так как организм затрачивает энергию на переваривание пищи. В этот период рекомендуется сделать перерыв и заняться физической активностью, что поможет поддержать энергию и восстановить умственную активность. Вторая половина дня, с 14 до 18 часов, подходит для несложной механической работы, которая не требует большого напряжения мозга.
Творчество и креатив
Вечернее время, с 18 до 21 часа, является благоприятным для творческой активности. Уставший мозг ищет простые пути решения задач и может генерировать новые идеи. Усталость может стимулировать творческую деятельность и расширить наши возможности в поиске альтернативных решений.
Биологические часы
Наш организм также настроен на разные цели в разное время суток. Биологические часы определяют наш режим активности, отдыха и питания. Знание своих биологических часов поможет нам планировать день и использовать время наиболее эффективно.
Важно отметить, что способность мозга не ограничивается определенными часами или возрастом. Мозг работает непрерывно и активно использует все свои части. Миф о том, что мы используем только 10% мозга, был опровергнут современными исследованиями. Мозг энергоемкий орган, и его неиспользование приводило бы к эволюционной ненадобности. Функциональные исследования мозга подтверждают активность различных его частей.
Итак, чтобы мозг работал наилучшим образом, важно учитывать факторы, такие как возраст, сон, физическая активность и биологические часы. Поддерживая активность и развивая свои когнитивные функции, мы можем достичь большей продуктивности и эффективности в нашей умственной деятельности.

Что нам скажет Википедия?
Интеллект действительно можно развивать при помощи упражнений, но сама мысль о том, что люди используют только часть мозга, неверна. По современным данным, каждая часть мозга имеет определённую функцию. Исследования не выявили областей мозга, которые бы не использовались.
Происхождение мифа также приписывалось доктору-нейробиологу Уайлдеру Пенфилду, нейрохирургу, который был основателем и первым директором Монреальского неврологического института при университете Макгилл.
Нейробиолог Барри Гордон характеризует миф как «смехотворно ошибочный», добавляя: «Мы используем практически все части мозга, и они активны практически постоянно». Барри Бейерштейн приводит шесть аргументов, опровергающих миф о десяти процентах:
- Мозг энергоемкий орган, и его неиспользование привело бы к эволюционной ненадобности.
- Повреждения от различных проблем с мозгом, таких как инсульты и опухоли, имеют существенные последствия для функционирования.
- Мозг является сложным и динамичным органом, и его неиспользование привело бы к атрофии и утрате функций.
- Функциональная нейроимиджинговая технология, такая как позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) и функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), подтверждает активность различных частей мозга.
- Когнитивные задачи требуют активации различных частей мозга, что указывает на то, что мы используем большую часть мозга во время выполнения сложных задач.
Миф использовался как основа или упоминался в таких фильмах, как «Полёт навигатора» (1986), «Защищая твою жизнь» (1991), «Области тьмы» (2011), «Люси» (2014), а также в сериале «Герои» (2006—2010).