Узнайте, какие упражнения помогают развивать мозг и улучшают интеллектуальные способности. Новые маршруты, повторение вслух, кроссворды, шахматы и другие игры - все это помогает тренировать мозг и улучшать память и концентрацию. Нейробика и упражнения для развития мелкой моторики также играют важную роль в поддержании умственной активности и качества жизни. | NOCFN
Cодержание
- Проложите новый маршрут домой
- Повторяйте вслух
- Вспомните про кроссворды
- И про шахматы
- Зачем нужна нейробика
- Упражнение «Поменяйте руки»
- Упражнение «Хлопните в ладоши»
- Упражнение «Пройдитесь по квартире с закрытыми глазами»
- Упражнение «Ухо и нос»
- Упражнение «Восстановление энергии»
- Упражнение «Рисование двумя руками»
- Упражнение «Руки крюки»
- Упражнение «Сова»
- Развитие мелкой моторики и влияние на речевую функцию
Если вы чувствуете, что стали хуже справляться с интеллектуальными задачами, а запоминать информацию становится все сложнее (с возрастом наши когнитивные способности действительно снижаются), то стоит задуматься о тренировках ума. Все упражнения объединяет одно свойство — за счет своей новизны они бросают мозгу вызов (а это для него очень полезно).

Проложите новый маршрут домой
Даже дорога домой по новому маршруту станет отличной стимуляцией для вашего мозга. Вместо того, чтобы в очередной раз бездумно добираться по привычному пути, попробуйте что-то новенькое. Таким образом вы лучше сконцентрируетесь на моменте, будьте внимательнее и бдительнее реагировать на раздражители. Избегайте рутины и скуки, чтобы сохранять остроту ума.

Повторяйте вслух
Чтобы помнить все, что вы только что прочитали, услышали или сделали, повторите это вслух. Например, имя человека, с которым вы только что познакомились — таким образом вы точно его запомните!
См. также
Вспомните про кроссворды
Кроссворды и другие словарные игры, например, скрабл, где вы соревнуетесь в составлении как можно большего количества слов, заставляют мозг работать лучше и тренируют память.

И про шахматы
Не забывайте про традиционные игры, развивающие мозг, например, шахматы или шашки. Для тренировки ваших когнитивных способностей подойдет и судоку. В детстве наверняка многие любили запоминать длинные номера вагонов задом наперёд, ходить по квартире с закрытыми глазами, пытаясь таким образом прочувствовать жизнь слепых людей, и, будучи правшой, периодически назначать свою левую руку ведущей. В то время вы ещё не могли себе внятно ответить: для чего мне это?
Сейчас подобные практики называют нейробикой. Такие необычные упражнения прокачивают креативность и развивают критическое и ассоциативное мышление, что благотворно влияет на синхронную работу правого и левого полушарий мозга.
Проще говоря – развитие мозговой деятельности. С возрастом умственные способности человека не снижаются, но обработка информации происходит медленнее, становится трудно запоминать необходимую информацию, снижается концентрация внимания и появляется рассеянность.

Зачем нужна нейробика
Нейробика – фитнес для мозга. Такая практика помогает оставаться в хорошей умственной форме, оставаясь в здравом уме и с хорошей памятью.
Ранее считалось, что человеческий мозг активно развивается в детстве, а затем постепенно идёт на спад. Однако благодаря МРТ (магнитно-резонансная томография) и массе исследований учёные пришли к выводу, что человеческий мозг способен меняться и развиваться всю жизнь.
Нервные клетки не отмирают с возрастом. Когда жизнь становится обычной рутиной, они истощаются и, если не стимулировать их развитие, постепенно атрофируются.
Устоявшиеся привычки и однообразная рутина иссушают наш мозг, поэтому важно менять свой стиль жизни, обогащая его новыми событиями и впечатлениями.
Девиз нейробики – постоянное изменение привычного стиля жизни.
Когда мы меняем свои привычные действия или заменяем их на новые, наш мозг прокладывает новые пути для мысленных электрических импульсов.
Таким образом, образуются новые нейронные связи и «встраиваются» другие знания, которые влияют на изменение привычек, убеждений и формирование иных моделей поведения.
См. также
Упражнение «Поменяйте руки»
Попробуйте привычные вещи делать другой рукой: держать ложку, написать, порисовать, умыться, причесаться. Это правополушарная активация, отвечающая за творческое развитие.

Упражнение «Хлопните в ладоши»
Хлопните в ладоши, а потом одномоментно прикоснитесь правой рукой к левому уху, а левой — к кончику носа. Затем несколько раз повторите эти движения.

Упражнение «Пройдитесь по квартире с закрытыми глазами»
Пройдитесь по квартире с закрытыми глазами, а также попробуйте упражнение на ощупь, чтобы развить тактильные навыки.
См. также
Как устанавливается причинно следственная связь?
Упражнение «Ухо и нос»
Сначала может показаться, что это простое упражнение и выполнить его будет легко. Но не все так просто. Необходимо одной рукой ухватить себя за нос, а другой рукой — за противоположное ухо. Далее выполните хлопок и поменяйте положение рук. Это занятие поможет скоординировать процесс работы двух полушарий головного мозга.

Упражнение «Восстановление энергии»
Это отличное занятие для расслабления и растяжения мышц, налаживания притока кислорода и улучшения работы мозга. Сядьте за стол, согните руки в локтях и положите их на стол, не торопясь опускайте голову до тех пор, пока она не упрется в грудь. Посидите так пару секунд, затем вдохните и выпрямитесь, полностью расправьте плечи и расслабьтесь. Повторите это упражнение несколько раз.
/imgs/2022/03/28/10/5331624/475cf3d959e11aebea6e4acdc9dc96d648db3501.jpg)
Упражнение «Рисование двумя руками»
Это занятие поможет развить два полушария и синхронизировать их процессы. Возьмите два листа и начните на них рисовать одновременно двумя руками, постарайтесь симметрично изобразить цифры, предметы, буквы.
См. также
Упражнение «Руки крюки»
Если вам нужно расслабиться и снять стресс, то выполните следующее упражнение. Сядьте на стул и скрестите две ноги, скрепите руки в замок и поднимите их к груди. Язык прижмите к небу, смотрите прямо, и так замрите на пару секунд.
Упражнение «Сова»
Сядьте на стул, одной рукой ухватитесь за противоположное плечо и медленно поворачивайте голову, растягивая мышцы. Как только вы максимально развернули голову, сделайте выдох и скажите «ух». И так повторите несколько раз. Данное занятие поможет убрать напряжение в мышцах и развить творческое мышление.

Развитие мелкой моторики и влияние на речевую функцию
С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать Л. В. Антакову-Фомину, М. М. Кольцову, Е. И. Исенину.
В быту человека ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Развитие мелкой моторики развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый "пинцетный захват" и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:
- Занятия рукоделием, включая вязание, шитье, вышивание и т. д.
- Игры, которые требуют точности движений, такие как конструкторы, пазлы, игры с мелкими деталями.
- Игры с применением мелких инструментов, например, игра на фортепиано, игра на музыкальных инструментах.
- Упражнения на развитие мелкой моторики рук и пальцев, такие как пальчиковые гимнастики.
Для лиц пожилого и старческого возраста развитие мелкой моторики играет большое значение для поддержания работоспособности коры головного мозга и, как следствие, для поддержания качества жизни. Кроме того, для лиц пожилого возраста, перенесших различные травмы и заболевания, приводящие к нарушению мозговой деятельности, мероприятия по развитию мелкой моторики способствуют улучшению психического здоровья и, в целом, восстановлению деятельности центральной нервной системы.
Нарушения мелкой моторики могут быть вызваны различными факторами, такими как генетические аномалии, недостаточное развитие нервной системы, травмы или заболевания. Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ, при нарушениях зрения, дизартрии, аутизме, спиноцеребеллярной атаксии и др.
См. также
Что нам скажет Википедия?
С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать Л. В. Антакову-Фомину, М. М. Кольцову, Е. И. Исенину.
В быту человека ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Развитие мелкой моторики развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый "пинцетный захват" и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:
- Занятия рукоделием, включая вязание, шитье, вышивание и т. д.
- Игры, которые требуют точности движений, такие как конструкторы, пазлы, игры с мелкими деталями.
- Игры с применением мелких инструментов, например, игра на фортепиано, игра на музыкальных инструментах.
- Упражнения на развитие мелкой моторики рук и пальцев, такие как пальчиковые гимнастики.
Для лиц пожилого и старческого возраста развитие мелкой моторики играет большое значение для поддержания работоспособности коры головного мозга и, как следствие, для поддержания качества жизни. Кроме того, для лиц пожилого возраста, перенесших различные травмы и заболевания, приводящие к нарушению мозговой деятельности, мероприятия по развитию мелкой моторики способствуют улучшению психического здоровья и, в целом, восстановлению деятельности центральной нервной системы.
Нарушения мелкой моторики могут быть вызваны различными факторами, такими как генетические аномалии, недостаточное развитие нервной системы, травмы или заболевания. Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ,, при нарушениях зрения, дизартрии, аутизме, спиноцеребеллярной атаксии и др.