Авария на Саяно-Шушенской ГЭС является одной из самых крупных техногенных катастроф в истории России и мировой гидроэнергетики. Произошедшая авария привела к гибели 75 человек и серьезным повреждениям оборудования и помещений станции. Узнайте подробности и последствия этого события. NOCFN
Cодержание
Введение
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС является одной из самых крупных техногенных катастроф в истории России и мировой гидроэнергетики. Произошедшая 17 августа 2009 года авария привела к гибели 75 человек и серьезным повреждениям оборудования и помещений станции. В результате аварии производство электроэнергии на Саяно-Шушенской ГЭС было приостановлено, а экологическая обстановка в акватории реки Енисей и социально-экономическая сфера региона получили серьезные последствия.
Описание Саяно-Шушенской ГЭС
Саяно-Шушенская гидроэлектростанция является крупнейшей ГЭС России и одной из наиболее больших ГЭС в мире. Она расположена на реке Енисей на границе Красноярского края и Хакасии. Строительство ГЭС началось в 1968 году, а первый гидроагрегат был запущен в 1978 году. Станция состоит из 10 радиально-осевых гидроагрегатов и бетонной арочно-гравитационной плотины высотой 245 метров. Станция была введена в постоянную эксплуатацию в 2000 году и имеет общую мощность 640 МВт на каждом гидроагрегате.
Предпосылки к аварии
Несмотря на то, что Саяно-Шушенская ГЭС была считалась крупным и технически совершенным объектом, в ней существовали некоторые недочеты и проблемы, которые стали предпосылками к аварии.
Проблемы гидротурбин
Гидротурбины, установленные на Саяно-Шушенской ГЭС, имели ряд недочетов, включая большую зону не рекомендованной работы. В этой зоне функционирование турбин сопровождалось сильными гидравлическими ударами и громким шумом. Из-за наличия такой зоны, гидроагрегаты вынуждены были периодически проходить через не рекомендованную зону, что создавало дополнительные нагрузки на оборудование.
Групповое регулирование мощности
Саяно-Шушенская ГЭС была оборудована системой группового регулирования активной и реактивной мощности (ГРАРМ). Эта система позволяла автоматически изменять нагрузку на гидроагрегаты в зависимости от потребностей энергосистемы. Однако ГРАРМ не ограничивал переходы гидроагрегатов через не рекомендованную зону, что приводило к дополнительным нагрузкам и повышенным вибрациям оборудования.
Технические проблемы и усталость материалов
Перед аварией гидроагрегат № 2 проходил последний капитальный ремонт в 2005 году, а средний ремонт был проведен накануне аварии в 2009 году. Уже к концу июня 2009 года было отмечено превышение допустимых значений вибраций гидроагрегата, которые продолжали расти. Причиной этого стал усталостный излом шпилек крепления крышки турбины, что привело к разрушению и затоплению машинного зала станции.
См. также
Хронология аварии
В 8:13 утра 17 августа 2009 года произошло внезапное разрушение гидроагрегата № 2 на Саяно-Шушенской ГЭС. Поток воды сорвал крышку гидроагрегата и затопил машинный зал, повредив все десять гидроагрегатов станции. Авария привела к полному прекращению работы ГЭС и обесточиванию самой станции. В результате разрушения гидроагрегата № 2 произошло частичное обрушение строительных конструкций на участке от первого до пятого гидроагрегатов, а также повреждение и разрушение других оборудований и структур станции.
Последствия аварии
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС имела серьезные последствия. Погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесен серьезный ущерб. Работа станции по производству электроэнергии была приостановлена, что привело к проблемам в энергосистеме. Экологическая обстановка в акватории реки Енисей пострадала, а социально-экономическая сфера региона понесла ущерб. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС вызвала большой общественный резонанс и стала одним из самых обсуждаемых событий 2009 года.
Заключение
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС стала крупнейшей техногенной катастрофой в истории гидроэнергетических объектов России и одной из самых значительных в мировой гидроэнергетике. Предпосылками к аварии стали недостатки в конструкции гидротурбин, проблемы с системой группового регулирования мощности и технические проблемы оборудования. Авария привела к гибели людей, серьезным повреждениям станции и негативным последствиям для экологии и социально-экономической сферы региона.
См. также
Что нам скажет Википедия?
На момент аварии станция несла нагрузку в 4100 МВт, из 10 гидроагрегатов в работе находилось 9 (гидроагрегат № 6 находился в ремонте). В 8:13 местного времени 17 августа 2009 года произошло внезапное разрушение гидроагрегата № 2 с поступлением через шахту гидроагрегата под большим напором значительных объёмов воды. Персонал электростанции, находившийся в машинном зале, услышал громкий хлопок в районе гидроагрегата № 2 и увидел выброс мощного столба воды. Очевидец аварии Олег Мякишев описывает этот момент следующим образом:
«Потоки воды быстро затопили машинный зал и помещения, находящиеся под ним. Все гидроагрегаты ГЭС были затоплены, при этом на работавших гидрогенераторах произошли короткие замыкания (их вспышки хорошо видны на любительском видео катастрофы), выведшие их из строя. Произошёл полный сброс нагрузки ГЭС, что привело в том числе и к обесточиванию самой станции. На центральном пульте управления станцией сработала светозвуковая сигнализация, после чего пульт был обесточен — пропала оперативная связь, электропитание освещения, приборов автоматики и сигнализации. Автоматические системы, останавливающие гидроагрегаты, сработали только на гидроагрегате № 5, направляющий аппарат которого был автоматически закрыт. Затворы на водоприёмниках других гидроагрегатов оставались открытыми, и вода по водоводам продолжала поступать на турбины, что привело к разрушению гидроагрегатов № 7 и 9 (сильно повреждены статоры и крестовины генераторов). Потоками воды и разлетающимися обломками гидроагрегатов были полностью разрушены стены и перекрытия машинного зала в районе гидроагрегатов № 2, 3, 4. Гидроагрегаты № 3, 4 и 5 были завалены обломками машинного зала. Те сотрудники станции, которые имели такую возможность, быстро покинули место аварии».
На момент аварии из руководства станции на своих местах находились главный инженер ГЭС А. Н. Митрофанов, исполняющий обязанности начальника штаба ГО и ЧС М. И. Чиглинцев, начальник службы мониторинга оборудования А. В. Матвиенко, начальник службы надёжности и техники безопасности Н. В. Чуричков. Главный инженер после аварии прибыл на центральный пункт управления и отдал распоряжение находившемуся там начальнику смены станции М. Г. Нефёдову о закрытии затворов. Чиглинцев, Матвиенко и Чуричков после аварии покинули территорию станции.