Исследование особенностей эксперимента в психологии. Эксперимент позволяет исследователям вызывать явления, изменять условия, выявлять закономерности и устанавливать причинно-следственные связи. Узнайте, как эксперимент играет важную роль в психологических исследованиях на NOCFN.
Cодержание
Эксперимент является одним из основных методов исследования в психологии. Он обладает рядом особенностей, которые делают его мощным инструментом для выявления закономерностей и установления причинно-следственных связей.
Самостоятельное вызывание явления
Одной из особенностей эксперимента является то, что исследователь сам вызывает изучаемое им явление. В отличие от объективного наблюдения, где исследователь ждет случайного проявления явления, в эксперименте исследователь активно вмешивается в исследуемый процесс.
Изменение условий
В эксперименте исследователь имеет возможность варьировать и изменять условия, при которых протекает изучаемое явление. В отличие от простого наблюдения, где исследователь берет условия такими, какими они ему предоставляются случайно, экспериментатор может контролировать и изменять условия эксперимента.
См. также
Выявление закономерностей
Эксперимент позволяет выявить закономерные связи между явлениями. Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении остальных неизменными, эксперимент устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. Это позволяет исследователю выявить значимость отдельных условий и установить математические закономерности.
Установление причинно-следственных связей
Экспериментатор может не только варьировать условия эксперимента, но и изменять их количественные соотношения. Это позволяет установить причинно-следственные связи между переменными и определить зависимость одной переменной от другой. Эксперимент позволяет исследователю установить функциональную зависимость между независимой и зависимой переменными.
Цель психологического эксперимента
Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. Для этого необходимо варьировать условия протекания внешней деятельности и найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее психологическое содержание. Цель экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается в том, чтобы вскрыть правильность одной-единственной психологической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных.
См. также
Роль эксперимента в психологии
Эксперимент является одним из основных методов исследования в психологии. Он позволяет исследователям выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи и определять функциональные зависимости между переменными. Благодаря эксперименту психология пришла к открытию множества законов и принципов, которые объясняют психические процессы и поведение человека.
Однако, несмотря на свою мощь и значимость, эксперимент также имеет свои ограничения. Невозможно достичь абсолютной точности и полной безупречности в экспериментальных исследованиях. Также, в психологии, из-за сложности объекта исследования, нередко возникают дополнительные переменные и систематические иррелевантные стимулы, которые могут влиять на результаты эксперимента.
Что нам скажет Википедия?
В психологии экспериментальное исследование обладает своей спецификой, позволяющей рассматривать его отдельно от исследований в других науках. Специфика психологического эксперимента заключается в том, что:
- В эксперименте выделяются три вида переменных: независимая переменная (St(r)), зависимая переменная (R) и иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)).
- Целью эксперимента является установление функциональной зависимости между зависимой и независимой переменной.
Экспериментатор стремится учесть систематическую ошибку, вызванную иррелевантными стимулами, и проводит серию опытов для уменьшения вероятности случайных ошибок. Основная задача психологического эксперимента заключается в установлении связи между реакцией испытуемого (R) и ситуацией (S) с учетом личности испытуемого (P).
Этапы психологического эксперимента включают постановку задачи и цели, построение плана эксперимента, активное воздействие на окружающий мир для накопления объективных научных фактов, формирование выборки, организацию взаимодействия между экспериментатором и испытуемым, и анализ полученных результатов.
Эксперимент имеет преимущества перед другими методами исследования, такими как возможность контроля переменных, определение причинно-следственных связей, а также возможность установления функциональной зависимости. Однако метод эксперимента также подвержен критике, связанной с невозможностью достижения абсолютной точности и полной безупречности.