Бесы в древнеегипетской мифологии - хранители дома и семьи, защитники от злых духов. В народной демонологии славян бесы ассоциируются с чёртенками и дьяволами. Узнайте больше о бесах и их связи с другими божествами. История и культура народов на NOCFN.
Cодержание
Введение
В древнеегипетской мифологии существует категория божеств, известных под общим названием "бес". Они считались хранителями домашнего очага, защитниками от злых духов и бедствий, а также покровителями семьи. Бесы также выступали в качестве охранителей детей, особенно при рождении, и защищали от опасных животных. Их культ связывался с почитанием кота, который считался защитником дома от вредителей. Бесы изображались в виде уродливых карликовых существ с характерными чертами.
Образ беса
Бесы изображались в виде уродливых карликов с бородкой, длинным языком, иронической усмешкой и короткими ногами. Они часто встречались на предметах домашнего обихода, особенно на кроватях, в качестве украшения и амулета. Нередко бесов изображали с музыкальными инструментами, такими как арфа или флейта. Они также сопровождали богиню матери, призванных умиротворять ее разгневанное состояние.
Происхождение и родство бесов
Бесы в древнеегипетской мифологии не являлись отдельным божеством, а представляли собой собирательное название различных карликовых божеств. В ходе эволюции культа беса, эти различные божества начали сливаться и смешиваться друг с другом. Одно из наиболее известных имён беса - "Аха", что означает "боец против опасности и зла". Другие имена бесов включают "Хит" или "Хати". Карликовые боги часто изображались вместе с богиней Хатхор.
Интересно отметить, что имена "Бес" и "Баст" связывают с нубийским словом "беса", что означает "кот". Это позволяет предположить, что первоначально культ беса был связан с почитанием кота как защитника дома от вредных существ. Некоторые исследователи также отмечают возможную ассоциацию беса со львом.
См. также
Связи с другими божествами
Многие исследователи связывают беса с богом Пта, с которым бесы имели "родство" и считались его "детьми". Эти карликообразные божества, называемые "патэками", также имели защитные функции и охраняли людей от опасных животных. Также отмечается сходство беса с западноевропейскими гномами, которые являлись безобразными карликовыми существами, доброжелательными к людям. Следовательно, бесы, патэки и гномы можно отнести к одному кругу представлений.
Бесы в народных верованиях
В народной демонологии славян также существуют представления о бесах. Они представляют собой зловредных духов или демонов и часто ассоциируются с чёртенками и дьяволами. Верования о бесах развивались под влиянием как книжной (церковной) традиции, так и народных поверий о чёртах и дьяволах. Бесы считались ответственными за различные пороки и болезни, включая "бешенство".
Термин "бес" встречается в древнерусской литературе, где он использовался в значении демона или злого духа. В христианской традиции бесы были приравнены к демонам, и слово "бес" использовалось как синоним слова "демон". Библия также упоминает бесов, часто переводя слово "даймон" как "бес". Бесы могут "вселяться" в человека и вызывать его негативное поведение.
Заключение
Бесы в древнеегипетской мифологии представляли собой карликовых божеств, которые считались хранителями домашнего очага и защитниками от злых духов и бедствий. Они также имели связь с богом Пта и отождествлялись с нубийским котом. В народной демонологии славян бесы представляют собой зловредных духов или демонов, ассоциирующихся с чёртенками и дьяволами. Изучение бесов в различных мифологиях и верованиях позволяет лучше понять историю и культуру народов.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Бес (праслав. *běsъ) — зловредный дух, демон в мифологии и народном христианстве славян. В народной демонологии славян представления о бесе развивались под влиянием книжной (церковной) традиции, сближаясь и смешиваясь с поверьями о чёрте, дьяволе. В религиозных верованиях «вселением бесов» могут объясняться различные пороки и болезни, в частности «бешенство».
Слово, писавшееся в дореформенной орфографии как «бѣсъ», родственно укр. біс, болг. бесъ́т, серб. би̏jес — «ярость», словен. bė̑s — «злой дух», чеш. běs, польск. bies. Родственно лит. baisà — «страх», baisùs — «отвратительный, мерзкий, ужасный», лат. foedus — «мерзкий», греч. πίθηκος — «обезьяна». Возможно, восходит к лит. baidýти — «пугать» и рус. «боя́ться».
Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, «славяне-язычники верили, что земля в течение всей зимы остаётся под властью бесов, и таким образом в славянской дуалистической мифологии бесы были олицетворением темноты и холода».
Одно из самых древних названий беса, синоним чертёнка, — анчу́тка, анчу́тка беспятый. В белорусских поверьях Витебской губернии главу бесовской силы называли «Люцы́пыр, Анчи́пыр, Сато́н дъябольский».
Впервые слово бес встречается в «Слове о законе и благодати» XI века. В христианской традиции к бесам причислены языческие божества, то есть слово было синонимом слова демон. «Повесть временных лет» начала XII века сообщает, что Перуна свергли с горы «для поругания беса, который обманывал людей в этом образе». С бесом отождествляется Велес в житии Авраамия Ростовского XV века. Слово бес взаимозаменяемо с чёрт и дьявол.
В церковнославянских и русском синодальном переводах Библии этим словом переведено греческое слово «даймон» (δαίμων); тогда как в еврейском оригинале использовалось слово «шедим» (שֵׁדִים). При этом в английской Библии короля Якова и немецкой Библии Лютера δαίμων переведён как дьявол (англ. devil, нем. Teufel). Помимо этого, распространённым является английский перевод demon «демон» и unclean spirit «нечистый дух». В «Переводе нового мира» греческое «даймон» было переведено как «демон».
Согласно христианскому учению, бесы могут «вселяться» в человека, это называется «одержимость бесами» или «беснование» (калька др.-греч. δαιμονισθείς, δαιμονιζόμεν — вселение демонов). Изгнание бесов Иисусом Христом из людей описано в Евангелии, в частности слова изгоняемого беса стали крылатой фразой «Имя мне — легион». Вселившиеся бесы влекут человека к вредному излишеству в поведении и различным психическими болезням. Выделяют бесов семи смертных грехов, ссылаясь на изгнание их Христом из Марии Магдалины. Среди них бесов чревоугодия разделяют на гортанобесие (греч. лемаргия) и чревобесие (греч. гастримаргия). Также говорят о бесах алкоголизма и наркомании.
В психиатрии ранее существовал диагноз «какодемономания» с идеями вселения бесов или демонов. Вселением беса считалось также смертельное инфекционное заболевание «бешенство». В современной медицинской классификации МКБ-11 существует диагноз «трансовое расстройство одержимости».
Богослов А. И. Осипов считает, что бесы могут действовать в человеке и на человека, только если тот ведёт себя «не по-божески», ссылаясь на слова Антония Великого: «Если человек старается жить по заповедям Божиим и покаяниям, то он соединяется с Духом Божьим. Если же он начинает жить противно заповедям Божиим, то он соединяется» — как подобное соединяется с подобным — «с духами злобы». По его мнению, у бесов нет полной власти над человеком, иначе не было бы святых, преподобных и мучеников.
В культуре