Узнайте о жизни и творчестве Симона Ушакова, выдающегося русского иконописца и графика. Изучите его значимые работы и оценку его вклада в историю русской иконописи.
Cодержание
Биография
Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков (1626, Москва - 25 июня 1686, Москва) был русским московским иконописцем и графиком. Он родился в 1626 году в Москве и происходил, вероятно, из посадских людей. Ушаков получил основательную подготовку в своей специальности и уже в 22 года был принят в царские "жалованные" мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе.
В Серебряной палате его обязанностями было "знáменить", то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода. Он также писал образы для двора, церквей и частных лиц. Ушаков был известен как лучший иконописец в Москве и вскоре стал во главе прочих царских мастеров.
В 1664 году Ушаков был переведен на службу в Оружейную палату, где его деятельность расширилась, а слава возросла ещё больше. Он создал целую школу иконописцев и пользовался милостями царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле. Ушаков исполнял всяческие поручения по художественной части и до самой своей смерти жил в довольстве и почёте.
Симон Фёдорович Ушаков умер 25 июня 1686 года в родном городе Москве.
Работы
До наших дней дошло довольно много икон, писанных Ушаковым, но большинство из них искажено позднейшими записями и реставрациями. Несмотря на это, наиболее интересными и значимыми являются следующие иконы:
- Икона Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве)
- Икона Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же)
- Икона святого Феодора Стратилата (патрональная икона у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе)
- Икона Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры)
- Икона Сошествия Святого Духа (там же)
- Иконы на парсунах царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе)
Эти произведения, как и другие работы Ушакова, свидетельствуют о его таланте и развитости по своему времени. Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. Он прекрасно владел всеми средствами техники того времени и создал свой собственный стиль, отличающийся от принятого правила писать иконы по древним образцам.
Значение и оценка
Имя Симона Ушакова стоит в одном ряду с именами прославленных древнерусских живописцев, таких как Андрей Рублев, Феофан Грек и Дионисий. Отношение к нему было противоречивым. Некоторые ученые высоко ценили Ушакова как мастера, сочетавшего традицию и новаторство. Они отмечали его талант в оживлении иконного стиля с помощью средств новой живописи.
Другие критиковали Ушакова за его компромиссный метод и отсутствие стиля в его работах, считая его "злым гением русской иконописи". Однако открытие эстетической ценности древнерусского искусства привело к пересмотру оценок и признанию его важного вклада в русскую иконопись.
Симон Ушаков оставил значительное наследие в иконописи и создал один из первых трактатов по живописи в русской истории.
См. также
Кто из русских писателей получил Нобелевскую премию по литературе в 1970 году?
Что нам скажет Википедия?
Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков (1626, Москва — 25 июня 1686, Москва) — русский московский иконописец и график.
Симон Ушаков родился в 1626 году в Москве.
Симон Ушаков происходил, вероятно, из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку в своей специальности, так как, будучи всего 22 лет от роду, был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было «знáменить», то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изделий, расписывать знамёна, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т. д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того, образа для двора, церквей и частных лиц, причём вскоре приобрёл известность лучшего иконописца в Москве.
С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 году, круг его деятельности расширился, а слава возросла ещё более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей смерти жил в довольстве и почёте.
Симон Фёдорович Ушаков умер 25 июня 1686 года в родном городе Москве.
Икон, писанных Ушаковым, дошло до нас довольно много, но большинство их искажено позднейшими записями и реставрациями. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (патрональная икона у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры), Сошествие Святого Духа (там же) и на парсуны царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Эти произведения, равно как и другие работы Ушакова свидетельствуют, что он был человек весьма развитый по своему времени, художник талантливый, прекрасно владевший всеми средствами техники того времени. В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним «пошибам», и в новом так называемом «фряжском» стиле, изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение. В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для гравёров. Д. А. Ровинский в своём «Подробном словаре русских гравёров» указывает на два офорта, исполненных им самим.
Привил иконографию генеалогического древа на Руси — см. икона Древо государей Российских.