Биография Симона Ушакова

72

Узнайте о жизни и творчестве Симона Ушакова, выдающегося русского иконописца и графика. Изучите его значимые работы и оценку его вклада в историю русской иконописи.

Биография

Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков (1626, Москва - 25 июня 1686, Москва) был русским московским иконописцем и графиком. Он родился в 1626 году в Москве и происходил, вероятно, из посадских людей. Ушаков получил основательную подготовку в своей специальности и уже в 22 года был принят в царские "жалованные" мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе.

В Серебряной палате его обязанностями было "знáменить", то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода. Он также писал образы для двора, церквей и частных лиц. Ушаков был известен как лучший иконописец в Москве и вскоре стал во главе прочих царских мастеров.

В 1664 году Ушаков был переведен на службу в Оружейную палату, где его деятельность расширилась, а слава возросла ещё больше. Он создал целую школу иконописцев и пользовался милостями царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле. Ушаков исполнял всяческие поручения по художественной части и до самой своей смерти жил в довольстве и почёте.

Симон Фёдорович Ушаков умер 25 июня 1686 года в родном городе Москве.

Ушаков, Симон Фёдорович — Википедия
Источник изображения: ru.wikipedia.org

Работы

До наших дней дошло довольно много икон, писанных Ушаковым, но большинство из них искажено позднейшими записями и реставрациями. Несмотря на это, наиболее интересными и значимыми являются следующие иконы:

  1. Икона Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве)
  2. Икона Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же)
  3. Икона святого Феодора Стратилата (патрональная икона у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе)
  4. Икона Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры)
  5. Икона Сошествия Святого Духа (там же)
  6. Иконы на парсунах царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе)

Эти произведения, как и другие работы Ушакова, свидетельствуют о его таланте и развитости по своему времени. Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. Он прекрасно владел всеми средствами техники того времени и создал свой собственный стиль, отличающийся от принятого правила писать иконы по древним образцам.

Файл:Simon Ushakov - Спас Нерукотворный - Google Art Project.jpg — Википедия
Источник изображения: ru.wikipedia.org

Значение и оценка

Имя Симона Ушакова стоит в одном ряду с именами прославленных древнерусских живописцев, таких как Андрей Рублев, Феофан Грек и Дионисий. Отношение к нему было противоречивым. Некоторые ученые высоко ценили Ушакова как мастера, сочетавшего традицию и новаторство. Они отмечали его талант в оживлении иконного стиля с помощью средств новой живописи.

Другие критиковали Ушакова за его компромиссный метод и отсутствие стиля в его работах, считая его "злым гением русской иконописи". Однако открытие эстетической ценности древнерусского искусства привело к пересмотру оценок и признанию его важного вклада в русскую иконопись.

Симон Ушаков оставил значительное наследие в иконописи и создал один из первых трактатов по живописи в русской истории.

Что нам скажет Википедия?

Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков (1626, Москва — 25 июня 1686, Москва) — русский московский иконописец и график.

Симон Ушаков родился в 1626 году в Москве.

Симон Ушаков происходил, вероятно, из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку в своей специальности, так как, будучи всего 22 лет от роду, был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было «знáменить», то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изделий, расписывать знамёна, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т. д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того, образа для двора, церквей и частных лиц, причём вскоре приобрёл известность лучшего иконописца в Москве.

С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 году, круг его деятельности расширился, а слава возросла ещё более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей смерти жил в довольстве и почёте.

Симон Фёдорович Ушаков умер 25 июня 1686 года в родном городе Москве.

Икон, писанных Ушаковым, дошло до нас довольно много, но большинство их искажено позднейшими записями и реставрациями. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (патрональная икона у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры), Сошествие Святого Духа (там же) и на парсуны царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Эти произведения, равно как и другие работы Ушакова свидетельствуют, что он был человек весьма развитый по своему времени, художник талантливый, прекрасно владевший всеми средствами техники того времени. В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним «пошибам», и в новом так называемом «фряжском» стиле, изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение. В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для гравёров. Д. А. Ровинский в своём «Подробном словаре русских гравёров» указывает на два офорта, исполненных им самим.

Привил иконографию генеалогического древа на Руси — см. икона Древо государей Российских.

Люди также спрашивают

Чем известен в истории России Симон Ушаков?

Симон Ушаков , иконы Древо Государства Российского, талантливый реставратор, он реформировал русскую иконопись и создал один из первых трактатов по живописи в русской истории.


Что создал Симон Ушаков?

УШАКОВ Симон Фёдорович Расписывал храмы и создавал книжные миниатюры, был гравером, писал парсуны (портреты). Теоретик искусства, автор трактата по иконописи quot;Слово к люботщателям иконного писанияquot;, где подчеркивалась художественная, эстетическая сторона иконы.

Полный ответ на сайте rusmuseumvrm.ru


Какие памятники культуры создал Симон Ушаков?

Галерея Христос — Великий Архиерей. 1658. ... Насаждение древа Государства Российского (Похвала Богоматери Владимирской). 1668. ... Богоматерь Елеуса Киккская,1668. Государственная Третьяковская галерея, МоскваХристос Эммануил. 1668. ... Архангел Михаил попирающий дьявола 1676. ... Спас Эммануил.


Какие новшества ввел в живопись Симон Ушаков?

В иконах Симона Ушакова последующих десятилетий исследователи отмечают дальнейшее усложнение системы личного письма, введение в цветовую гамму множества светлых оттенков телесного тона, обильное применение деликатных и подвижных светотеневых моделировок.

Полный ответ на сайте www.kommersant.ru


Видео

Симон Ушаков. Экскурсия Левона Нерсесяна по выставке в Третьяковской галерее

Ушаков Симон Фёдорович биография работы

Симон Ушаков и школа Оружейной палаты