В этой статье мы рассмотрим основные аспекты образа Башмачкина и его символическое значение в творчестве Гоголя. Узнайте о жизни и характеристиках Башмачкина, а также о его сравнении с другими литературными образами. Погрузитесь в символическое значение Башмачкина и его роль в повести "Шинель".
Cодержание
Герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» (1839-1842; первоначальная черновая редакция под названием «Повесть о чиновнике, крадущем шинели»). Литературные прототипы образа Б.: отец Горио, полковник Шабер О. Бальзака (подобно Б., они робки, смиренны, косноязычны), Квазимодо из романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери», Евсей Лиров («Бедовик» В. Даля), Кузьма Мирошев («Кузьма Петрович Мирошев» М. Загоскина), Ансельм («Золотой горшок» Гофмана).

Введение
Башмачкин является главным героем печальной повести «Шинель» Н.В. Гоголя. Акакий Акакиевич Башмачкин - это "маленький человек", одинокий и беззащитный. Он становится жертвой человеческого безразличия и жестокости. Башмачкин является типичным представителем мелкого чиновничества, который забит, унижен и оскорблен. В этой статье мы рассмотрим основные аспекты образа Башмачкина и его символическое значение в творчестве Гоголя.

Жизнь и характеристики Башмачкина
Акакий Акакиевич Башмачкин - бедный титулярный советник из Петербурга. Он ревностно выполняет свои обязанности, особенно любит переписывать документы вручную. Однако его роль в департаменте крайне незначительна, и молодые чиновники часто подшучивают над ним. Его жалование составляет всего 400 рублей в год.
Внешность Башмачкина описывается как низкого роста, рябоватого, рыжеватого, с лысиной на лбу и морщинами на щеках. Он носит старый изношенный вицмундир и его волосы еле заметны на висках и затылке. Его шинель также старая и изношенная, с трещинами на спине и плечах, и ее даже прозвали "капотом".
См. также
Символика имени и фамилии Башмачкина
Фамилия Башмачкин произошла от слова "башмак", и Гоголь комически играет с этой генеалогией героя. Фамилия Башмачкина имеет двусмысленное звучание и символическое значение. В сочетании с фекальной символикой имени и отчества - Акакий Акакиевич, фамилия Башмачкина подчеркивает внешнюю невзрачность героя и его принадлежность к самому низу социальной иерархии. Башмак ассоциируется с темой смерти и предвещает его фатальную неизбежность.

Сравнение с другими литературными образами
Образ Башмачкина имеет литературные прототипы и сопоставляется с другими персонажами. Отец Горио и полковник Шабер О. Бальзака являются прототипами Башмачкина, так как они также робкие, смиренные и косноязычные. Квазимодо из романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери», Евсей Лиров из «Бедовика» В. Даля, Кузьма Мирошев из «Кузьма Петрович Мирошев» М. Загоскина и Ансельм из «Золотого горшка» Гофмана также можно рассматривать в контексте образа Башмачкина.

Символическое значение Башмачкина
Образ Башмачкина открывает тип так называемого маленького человека, который становится жертвой общественной несправедливости и безразличия. Он символизирует низшую социальную позицию и ущербность. Фатальная судьба Башмачкина и его смерть подчеркивают трагический характер его существования. Гоголь, создавая образ Башмачкина, переносит на страницы литературы мир маленького человека, его страдания и надежды.
См. также
Кто из русских писателей не получил Нобелевскую премию по литературе?
Заключение
Образ Башмачкина в повести "Шинель" Н.В. Гоголя является одним из наиболее ярких и символичных образов в русской литературе. Гоголь создает глубокий и трогательный портрет маленького человека, погруженного в мир жестокости и безразличия. Повесть "Шинель" стала не только критикой социальной несправедливости, но и символическим воплощением трагедии маленького человека в современном обществе.

Что нам скажет Википедия?
Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный титулярный советник из Петербурга. Он ревностно выполнял свои обязанности, очень любил ручное переписывание бумаг, но в общем роль его в департаменте была крайне незначительна, из-за чего над ним нередко подшучивали молодые чиновники. Жалование его составляло 400 рублей в год.
С полным каламбуров зачином повести контрастирует знаменитое «гуманное место», когда за «проникающими словами» Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — слышатся другие слова: «Я брат твой».
Однажды Акакий Акакиевич заметил, что его старенькая шинель совсем пришла в негодность. Он отнёс её к портному Петровичу, чтобы тот залатал её, однако последний отказался чинить шинель, сказав, что надо шить новую.
Акакий Акакиевич уменьшил расходы: по вечерам прекратил пить чай, старался ходить на цыпочках, чтобы не истёрлись ботинки, реже отдавал прачке бельё в стирку, а дома, чтобы не изнашивать одежду, носил только халат.
Когда премия к празднику оказалась больше ожидаемого, титулярный советник вместе с портным отправился покупать материал для новой шинели.
И вот однажды морозным утром Акакий Акакиевич вошёл в департамент в новой шинели. Все принялись хвалить и поздравлять его, а вечером его пригласили на именины к помощнику столоначальника. Акакий Акакиевич был в прекрасном расположении духа. Ближе к полуночи он возвращался домой, когда к нему вдруг со словами «А шинель-то моя!» подошли какие-то люди с усами и сняли шинель с плеч.
Хозяйка квартиры посоветовала Акакию Акакиевичу обратиться к частному приставу. На следующий день Акакий Акакиевич отправился к частному приставу, но безуспешно. Он явился в департамент в старой шинели. Многим стало жаль его, и чиновники собрали для Акакия Акакиевича сумму, которая, однако, оказалась совсем мала. Тогда чиновники посоветовали ему обратиться за помощью к значительному лицу. Однако значительное лицо накричал на Акакия Акакиевича, да так, что тот «вышел на улицу, ничего не помня».
В Петербурге в то время было ветрено, морозно, а шинель была старая, и, вернувшись домой, Акакий Акакиевич слёг в постель. Поправиться он уже не смог и через несколько дней умер в бреду.
С тех пор у Калинкина моста стал появляться призрак «в виде чиновника», стаскивавший с прохожих шинели, шубы, пальто. Кто-то узнал в мертвеце Акакия Акакиевича. Не было никакой возможности угомонить мертвеца. Однажды через эти места проезжало значительное лицо. Мертвец с криком «Твоей-то шинели мне и нужно!» сорвал и с его плеч шинель, после чего исчез и более уже не появлялся.