Цветной кинематограф имеет долгую историю развития, начиная с ручной раскраски черно-белой пленки и колоризации. Открывшаяся возможность регистрировать подлинный цвет объектов съемки привела к появлению первых технологий цветного кино, таких как Agfacolor. С появлением цветной пленки, киноиндустрия получила возможность передать естественные цвета и создать более реалистичные и эмоционально насыщенные фильмы.
Cодержание
Цветной кинематограф, цветное кино, представляет собой совокупность технологий, позволяющих получать в кинофильмах изображение с натуральными цветами, соответствующими цветам снятых объектов или рисунков художников-мультипликаторов. История цветного кино насчитывает множество этапов и достижений, начиная с ручной раскраски черно-белой кинопленки анилиновыми красителями в конце XIX века.
Ручная раскраска и колоризация
Сразу после изобретения кино, в 1895 году, Томас Эдисон применил ручную раскраску в фильме "Танец Лои Фуллер". Эта техника, хоть и требовала большого труда, стала популярной у зрителей, и колоризованные фильмы выпускались в значительных тиражах. Некоторые известные кинопродюсеры, такие как Жорж Мельес, применяли ручную раскраску своих фильмов, выпуская раскрашенные и черно-белые версии одной и той же картины.
Раскраска и тонирование фильмов применялись вплоть до 1930-х годов, когда появились новые технологии цветного кино в натуральных цветах.
Колоризация, то есть окрашивание черно-белого фильма, также была популярным способом придания цвета киноизображению. Техника колоризации с использованием анилиновых красителей была применена уже в конце XIX века, однако, она не могла воспроизвести естественные цвета снятых объектов.
Первые технологии цветного кино
Первые технологии, позволяющие регистрировать подлинный цвет объектов съемки, были аддитивными и основывались на использовании черно-белых панхроматических кинопленок, чувствительных ко всему видимому спектру. Цветное изображение достигалось путем использования цветных светофильтров, встроенных в обтюратор киносъемочного аппарата или расположенных в кадровом окне или объективе.
В 1902 году британец Эдвард Тернер изобрел колоризированную ленту "Путешествие на Луну", которая считается самым ранним примером настоящего цветного кино. Однако, настоящий прорыв в технологии цветного кино произошел в 1930-х годах.
См. также
Agfacolor и первый цветной фильм
В 1932 году компания Agfa разработала торговую марку Agfacolor и начала массовое производство цветных пластин. В 1936 году была представлена цветная негативная пленка с тремя цветными слоями.
Летом 1937 года негативно-позитивный цветной процесс Agfacolor был введен в эксплуатацию киностудией "Universum Film A.G. (UFA)" в Германии. Новая пленка Agfacolor B позволяла экспонировать в обычной камере и содержала три светочувствительных эмульсионных слоя - красный, зеленый и синий. Дополнительные цвета - голубой, пурпурный и желтый - образовывались в ходе проявки.
Первый экспериментальный цветной игровой короткометражный фильм "EIN LIED VERKLINGT" был снят летом 1937 года по негативно-позитивному процессу Agfacolor. Однако, первый цветной фильм по этому процессу, "DIE POSTKUTSCHE", был выпущен на экраны Германии 15 декабря 1937 года.
31 октября 1941 года был выпущен первый в мире цветной полнометражный художественный фильм на многослойной негативной пленке Agfacolor - "Frauen sind doch bessere diplomaten".
Развитие цветного кино
После появления цветной пленки Agfacolor, технология цветного кино продолжала развиваться. В 1940 году на пленке Agfacolor B было снято несколько документальных фильмов, которые демонстрировались на фестивале документальных фильмов в Мюнхене. В послевоенные годы появились новые процессы цветной пленки, такие как Kodachrome и Eastmancolor, которые с успехом использовались в кинематографии.
Вывод
Цветной кинематограф имеет долгую историю развития, начиная с ручной раскраски черно-белой пленки и колоризации. Открывшаяся возможность регистрировать подлинный цвет объектов съемки привела к появлению первых технологий цветного кино, таких как Agfacolor. С появлением цветной пленки, киноиндустрия получила возможность передать естественные цвета и создать более реалистичные и эмоционально насыщенные фильмы.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Одним из главных препятствий осуществления технологии цветного кинематографа был узкий диапазон естественной светочувствительности любых фотоэмульсий, способных регистрировать только сине-фиолетовую часть видимого спектра. Из-за этого красная и зелёная составляющие изображения не поддавались регистрации. Теоретическая возможность спектральной сенсибилизации к другим цветам, открытая Германом Фогелем в 1873 году, была полноценно реализована только в 1906 году после изобретения Бенно Гомолкой красного сенсибилизатора пинацианола.
Тем не менее первые попытки сделать изображение цветным были предприняты сразу же после изобретения кино. Самой первой технологией стала ручная раскраска чёрно-белой киноплёнки анилиновыми красителями, применявшаяся уже в конце XIX века.
Впервые ручное раскрашивание применил Томас Эдисон в 1895 году в фильме «Танец Лои Фуллер» (англ. Annabelle's Dance) для «Кинетоскопа». Несмотря на трудоёмкость технологии и примитивность такого цвета, колоризованные фильмы пользовались популярностью у зрителей и часто выпускались значительными тиражами. Один из пионеров немого кино Жорж Мельес применял ручную раскраску своих кинокартин, тиражируя раскрашенные фильмокопии параллельно с чёрно-белыми версиями этих же фильмов.
Советский кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн использовал ручную раскраску в 1925 году в своём знаменитом фильме «Броненосец Потёмкин» в сцене с подъёмом красного флага[* 1]. Для удобства раскраски во время съёмок был дающий на позитиве прозрачное пятно. Однако, наиболее массовой технологией стало тонирование исходного чёрно-белого изображения в какой-либо одноцветный оттенок, зависевший от характера снятого сюжета. Например, сцены пожаров тонировались в красный цвет, а ночные сцены — в синий. Ручная раскраска фильмов и их тонирование применялись вплоть до 1930-х годов, когда уже существовали технологии цветного кино в натуральных цветах.
Первые технологии, позволявшие регистрировать подлинный цвет объектов съёмки, были аддитивными и основывались на применении первых чёрно-белых панхроматических киноплёнок, то есть чувствительных ко всему видимому спектру. Цветоделение в таких процессах производилось при помощи цветных светофильтров, встроенных в обтюратор киносъёмочного аппарата или расположенных в кадровом окне или объективе. Первым успешным процессом двухцветного кино в 1908 году стал «Кинемаколор», быстро уступивший место «Мультиколору» и «Синеколору». Аддитивным был и первый «Техниколор», появившийся в 1917 году.
Однако самым первым фильмом, снятым по подобной трёхцветной технологии, теперь считается найденный в 2012 году ролик, датированный 1902 годом[* 2]. Он изготовлен способом, запатентованным англичанином Эдвардом Тёрнером 22 марта 1899 года. Попытки создания цветного кинематографа осуществлялись и в России: в 1910 году Сергей Прокудин-Горский совместно с учёным Сергеем Максимовичем разработали трёхцветную аддитивную систему с киноплёнкой удвоенной ширины, использованную для съёмки нескольких короткометражных фильмов. Однако система «Биохром» оказалась слишком сложна и развития не получила.