Земская реформа — ряд мер, разработанных правительством Ивана IV Грозного. Эти меры были направлены на полное отмену системы кормлений и замену наместников и волостелей выборными общественными властями. Целью реформы было поручить земским мирам не только уголовную полицию, но и всё местное земское управление вместе с гражданским судом. Узнайте больше об историческом контексте, основных положениях и результаты Земской реформы Ивана Грозного.
Земская реформа — ряд мер, разработанных правительством Ивана IV Грозного. Эти меры были направлены на полное отмену системы кормлений и замену наместников и волостелей выборными общественными властями. Целью реформы было поручить земским мирам не только уголовную полицию, но и всё местное земское управление вместе с гражданским судом.
Исторический контекст
В 1552 году, вместе с новым Судебником, правительством царя Ивана IV были изданы уставные грамоты местного самоуправления. Согласно Судебнику, наместники и волостели, поставленные правительством, не могли судить без участия выборных представителей населения.
Земская реформа вводила выборные земские власти и предоставляла всем общинам, как городским, так и волостным, право собственного управления, раскладки податей и надзора за порядком. Закон также признавал каждую крестьянскую общину, независимо от земли, на которой она находилась, одноправной с городскими общинами.
Основные положения реформы
Земская реформа Ивана Грозного предусматривала следующие изменения:
- Замена наместников и волостелей выборными земскими властями;
- Право собственного суда через выборных судей;
- Право общин на собственное управление, раскладку податей и надзор за порядком;
- Признание каждой крестьянской общины юридическим целым, свободным и независимым;
- Выборные начальники общин, такие как старосты, дворские, сотские, пятидесятские и десятские, считались состоящими в государственной службе.
Окружная уставная грамота о местном самоуправлении прямо указывала на необходимость выбора старост излюбленных, которые бы управляли между крестьянами, собирали доходы и привозили их в царскую казну без недобора. Реформа также предоставляла общинам право просить освобождения от наместников и волостелей, при условии внесения оброков в казну.
См. также
Результаты реформы
Земская реформа Ивана Грозного окончательно ликвидировала систему кормлений и завершила перестройку местного управления на сословно-представительских началах. Реформа также усилила централизацию государственного управления.
Избранная Рада, орган, на который опирался Иван IV, применила опыт губной реформы, проведенной на Новгородской и Псковской землях, к всей стране. Реформа стала инструментом для укрепления вертикального управления на местах и унификации органов власти.
Земская реформа Ивана Грозного является важным событием в истории России, ассоциирующимся с отменой кормлений и введением земского самоуправления. Она способствовала более четкому административно-территориальному делению и усилению контроля государства над регионами.
Что нам скажет Википедия?
Земская реформа — ряд мер, разработанных правительством Ивана IV. По мнению В. О. Ключевского, эти меры были попыткой полностью «отменить кормления, заменив наместников и волостелей выборными общественными властями, поручив самим земским мирам не только уголовную полицию, но и всё местное земское управление вместе с гражданским судом».
В 1552 году вместе с новым Судебником правительством царя Ивана IV Грозного были изданы и уставные грамоты местного самоуправления.
Согласно Судебнику наместники и волостели, поставленные правительством, не могли судить без участия выборных от населения: дворского, старосты и лучших людей местной крестьянской общины. «А боярам и детем боярским, за которыми кормление с судом боярским, и им судити, а на суде у них быти дворскому и старосте и лучшим людем».
Откупная грамота вводила выборные земские власти:
Кроме права собственного суда через выборных судей, всем общинам, как городским, так и волостным, правительство предоставляло право собственного управления, раскладки податей и надзора за порядком.
Закон, признавая каждую крестьянскую общину, на чьей бы земле она ни жила, одноправной с общинами городскими, представлял её юридическим целым, свободным и независимым в общественных отношениях; а поэтому выборные начальники общин, старосты, дворские, сотские, пятидесятские и десятские считались состоящими в государственной службе, у «государева дела».
В окружной уставной грамоте о местном самоуправлении общин царь Иван IV прямо писал: «А велели мы во всех городах и в станах и в волостях учинить старост излюбленных, кому меж крестьян управу чинить и наместничьи и волостелины и праветчиковы доходы собирать и к нам на срок привозить, которых себе крестьяне меж себя излюбят и выберут всею землёю, от которых бы им продаж и убытков и обиды не было, и разсудити бы их умели в правду безпосульно и безволокитно, и за наместнич доход оброк сбирать умели и к нашей бы казне на срок привозили без недобору».
Во всё продолжение царствования Ивана IV общины свободно могли просить освобождения от наместников и волостелей, и их просьбы постоянно удовлетворялись, только с условием — вносить положенные на наместников оброки в казну. Выборные начальники во всех общинах избирались всеми членами общины. Как указано в царской уставной грамоте: «И вы бы меж себя, свестяся заодно, учинили себе приказщика в головах, в своих селех и деревнях и починках, выбрав старост и сотских и десятцких лучших людей, которые бы были собою добры и нашему делу пригожи».
Наиболее удачно земская реформа прошла в северо-восточных русских землях, где преобладало черносошное (государственное) крестьянство и было мало вотчинников, хуже в южнорусских, где преобладали бояре-вотчинники.
По мнению Н. Е. Носова, в 1550—1553 годах был осуществлён 1-й этап, а в 1555—1556 — 2-й этап реформы.