Советский архитектурный модернизм является одним из трех основных направлений архитектуры Советского Союза, наряду с авангардом и сталинским ампиром. Это направление было выведено критиками в начале XXI века и охватывает период с 1955 по 1991 год. Узнайте больше о советском модернизме на NOCFN.
Cодержание
Общая характеристика
Советский архитектурный модернизм является одним из трех основных направлений архитектуры Советского Союза, наряду с авангардом и сталинским ампиром. Это направление было выведено критиками в начале XXI века и охватывает период с 1955 по 1991 год. Переход к модернизму стал возможным благодаря постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» [1].
Истоки
Архитектурный модернизм пришел в СССР из Запада и претерпел трансформации, превратившись в советский стиль. Во время хрущевской оттепели в СССР начали появляться специализированные профессиональные журналы для архитекторов, а также начался обмен опытом с архитекторами из Польши, Кубы и Венгрии. Интернациональность модернизма является одной из его главных отличительных черт. Истоки советского модернизма лежат в произведениях Ле Корбюзье, который переработал основы советского конструктивизма в новый архитектурный стиль к середине XX столетия.
История термина
Термин "советский архитектурный модернизм" был введен в начале 2010-х годов, до этого его фактически не существовало. Важно отметить, что до сих пор не определены точные критерии советского архитектурного модернизма, за исключением определенного периода. Французский фотограф Фредерик Шубин сыграл важную роль в выявлении этого стиля, посетив территорию бывшего Советского Союза в начале 2000-х годов и запечатлев ряд зданий, которые тогда относились к брутализму [2].
См. также
Советский архитектурный модернизм и брутализм
По мнению многих исследователей, брутализм лег в основу советского модернизма. Оба стиля характеризуются функциональностью массивных форм и конструкций, а также урбанистичным обликом зданий. Композиционные решения отражают передовые идеи и антибуржуазные принципы советской жизни. Основным строительным материалом советского модернизма, как и брутализма, является железобетон, а подход к выполнению архитектурного заказа является комплексным.
Особенности стиля
Однако неправильно полностью идентифицировать этот архитектурный стиль с брутализмом, поскольку существуют некоторые отличия. Например, советский модернизм характеризуется использованием облицовочных материалов, таких как мрамор, песчаник, ракушечник, керамика и другие. Также для этого стиля характерна декоративность, особенно на стадии его развития, с использованием мозаичных панно, барельефов и других декоративных элементов.
Советский модернизм ассоциируется с типовыми застройками, такими как серые пятиэтажные дома, которые сейчас массово реновируются и уничтожаются. Это связано с тем, что в 1955 году ЦК КПСС выпустил постановление "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", что означало конец сталинской архитектуры с ее излишним декором. СССР столкнулся с острым дефицитом жилья, поэтому в строительстве ставилась экономия и стандартизация. Эта типизация порой стирала индивидуальность архитекторов, однако некоторые профессионалы все же оставили свой след в истории советского модернизма, создавая яркие проекты, которые привлекают внимание по всему миру.
Что нам скажет Википедия?
Советский архитектурный модернизм - одно из трёх основных направлений архитектуры СССР наряду с авангардом и сталинским ампиром. Выведен критиками в начале XXI века в отдельное направление. Охватывает период с 1955 по 1991 год. Переходом к модернизму стало постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Архитектурный модернизм пришёл в СССР с Запада и трансформировался в советский. Во время так называемой хрущёвской оттепели в СССР стали появляться в открытом доступе для архитекторов специализированные профессиональные журналы, также начал происходить обмен опытом с архитекторами стран Польши, Кубы и Венгрии. Интернациональность модернизма, по сути, является одной из главных его отличительных черт. Если конкретизировать, то истоки советского модернизма лежат непосредственно в произведениях Ле Корбюзье, который к пятидесятым годам XX столетия переработал основы советского конструктивизма в новый, собственный архитектурный стиль.
Термин «советский архитектурный модернизм» был введён в начале 2010-х годов, до этого момента его фактически не существовало. Важно, что до сих пор не определены точные критерии советского архитектурного модернизма, кроме сравнительно чётко определённого периода. Большую роль в выявлении данного стиля сыграл французский фотограф Фредерик Шубин, который в начале двухтысячных годов объездил территорию бывшего Советского Союза и запечатлел ряд зданий, на тот момент относившихся исключительно к брутализму.
По мнению многих исследователей, брутализм и был положен в основу советского модернизма. Для советского модернизма, как и для брутализма, характерны функциональность массивных форм и конструкций; урбанистичный облик зданий. Композиционные решения, вероятно, должны были отразить, размах передовых идей и антибуржуазные принципы советской жизни. Как и в брутализме, основным строительным материалом советского модернизма является железобетон, а подход выполнения архитектурного заказа является комплексным.
Однако было бы неправильным целиком и полностью отождествлять данный архитектурный стиль с брутализмом, поскольку существуют некоторые различия. Так, особенностью советского модернизма является, к примеру, использование облицовочных материалов (мрамор, песчаник, ракушечник, керамика и другое). Также характерна для этого архитектурного стиля (в основном - на стадии развития) декоративность - например, наличие мозаичных панно, барельефов и прочих модернистских элементов украшения монументального искусства, а кроме того - массовое остекление поверхностей зданий, отчасти напоминающее о конструктивизме.
Важную роль в определении стиля сыграло исследование (точнее - альбом) французского фотографа Фредерика Шубина, а также серия фотографий «Споменики» нидерландского фотографа Яна Кемпенаэрса. В этом же контексте заслуживает внимания исследование архитектора Феликса Новикова, изданное уральским издательством Tatlin под названием «Советский модернизм: 1955—1985», а также работа о творчестве армянских архитекторов «Архитектура советского модернизма».
Главными образцами советского модернизма можно считать следующие постройки: Московский дворец пионеров, Кремлёвский Дворец Съездов, ансамбль Парка Победы на Поклонной горе, Останкинская телебашня, микрорайон «Северное Чертаново», Здание музея АЗЛК, Центральный дворец бракосочетания и филиал Центрального музея В. И. Ленина в Киеве, и другие.
Основная критика данного архитектурного стиля заключается в том, что после сталинской «декоративности» сугубо функциональная аскетичность модернизма (начиная с хрущёвских времён) лишила архитекторов простора для творчества. Что же касается взглядов обывателей, а не деятелей данного вида искусства, многих рядовых граждан СССР не устраивали так называемые «дома-коробки», они их считали лишёнными культурной и художественной ценности. Кроме того, искусство данного периода в целом и архитектуру - в частности, отличал формальный подход и следование идеологическим установкам.
См. также:
- Примечания
- Литература
- Ссылки