Изучение понятия "картина" в живописи, его ограничения и влияние на восприятие. Различия между разновидностями изобразительного искусства. Роль и особенности картинного типа изображений. Основные стили и жанры в живописи. Влияние художественных произведений на зрителей.
Картина в живописи (итал. cartina — тонкая, красивая бумага, от итал. carta — бумага) — произведение изобразительного искусства, которое ограничено от окружающей среды и предполагает сосредоточенное, длительное восприятие с одной фиксированной точки зрения. В эстетическом аспекте слово "картинка" или "картинный" используется для обозначения "прекрасного вида природы" или красивого пейзажа. Также слово "картиниться" означает рисоваться, хорошиться или выставлять себя напоказ.
В живописи под картиной обычно подразумевается произведение станкового искусства. Для других разновидностей изобразительного творчества, таких как графика, используются иные названия: рисунок, графический лист, эстамп. Произведения декоративного искусства, в строгом смысле слова, не являются картинами, так как декоративные росписи обретают художественный смысл только во взаимосвязи с окружающей средой. Книжная миниатюра и иллюстрация связаны с форматом страницы и книгой как "целостным организмом". Подготовительные эскизы и этюды также не являются картинами, хотя иногда можно использовать разговорное выражение "картинка" для них.
Картина может быть абстрактной или незавершённой, но она должна быть замкнутой "самой в себе". Изображения картинного типа характерны для западноевропейского классического искусства, где живописная картина отделилась от архитектуры и художественных ремёсел. Однако восточное искусство, например, китайская и японская живопись, имеют свои особенности, так как художники работали на свитках, ширмах или веера.
Изображения картинного типа
Изображения картинного типа представляют собой замкнутую композицию в прямоугольной раме. Они обеспечивают функцию отграничения изображения от окружающего пространства. Идеальными условиями для восприятия картины являются гладкая и ровная стена музея или выставочного зала, которые являются нейтральными по цвету.
Проблема обособления понятий "картина" и "икона" возникает из-за их общей этимологии и корневой основы (слово "образ"). Хотя они относятся к одному виду изобразительного искусства, они имеют разные функции, что приводит к иконографическим, композиционным и стилевым различиям. Также возникает проблема специфики жанров изобразительного искусства.
Основные стили в живописи
В истории искусства сформировались различные стили, на которые можно разделить все произведения. Некоторые из них включают:
- Абстракционизм: стиль, в котором используются чисто формальные элементы, такие как линия, плоскость и цветовое пятно, вместо изображения реальности.
- Авангардизм: обобщающее название течений в мировом искусстве, которые отражают радикальные перемены в общепризнанной живописи и не признают общественные ценности.
- Академизм: направление и стиль в европейской живописи XVII-XIX веков, который основан на внешних формах классического искусства.
- Барокко: обобщающее название произведений живописи эпохи XVII-XVIII веков, который характеризуется динамикой, напряженностью, контрастностью форм и красок.
- Гиперреализм: стиль, который использует высокую степень реалистичности в изображении, особенно в фото-реалистическом искусстве.
- Жанровый стиль: изображение сцен повседневной жизни, отражающее формы жизни народа и окружающей действительности.
См. также
Живопись разных видов жанров
Живопись может включать различные жанры, такие как:
- Анимализм: животные изображены в выразительной форме, и анималисты обычно проявляют большой интерес к животному миру.
- Бытовая (жанровая) живопись: изображает повседневные сцены жизни, отражая формы быта и обычаев.
- Историческая живопись: отображает исторические, военные события, а также связанные с религией, мифологией или художественным вымыслом.
- Натюрморт: изображение неживых объектов, таких как фрукты, цветы или предметы.
Некоторые художники также исследовали возможности живописи без предмета изображения и сосредоточились на цветах, линиях или ощущениях художника. Однако в рамках этой статьи мы будем рассматривать только предметное искусство.
Жанры живописи ранее делили на высокие и низкие. Высокий жанр или историческая живопись относился к произведениям монументального характера, несущим в себе значимую идею или мораль. Низкий жанр включал все, что связано с обыденностью, такие как натюрморты, портреты, пейзажи, анимализм или изображение обнаженных людей.
В заключение, живопись является одним из основных видов изобразительного искусства, которое позволяет художникам выразить свои идеи и эмоции через создание картинных произведений. Живопись включает разные стили и жанры, позволяющие исследовать различные аспекты жизни и окружающей среды. Каждая картина имеет свою уникальность и способность влиять на восприятие зрителей.
Что нам скажет Википедия?
Картина в живописи (итал. cartina — тонкая, красивая бумага, от итал. carta — бумага) — произведение изобразительного искусства «относительно ограниченное от окружающей среды и предполагающее сосредоточенное, длительное восприятие с одной фиксированной точки зрения». Отсюда вторичные значения слова в эстетическом аспекте: «картинка, картинный» в смысле «прекрасный вид природы», красивый пейзаж; «картиниться — рисоваться, хорошиться, выставлять себя напоказ».
Поэтому под картиной подразумевают произведение станкóвого искусства, обычно живописи. Для других разновидностей изобразительного творчества, например графики, используют иные названия: рисунок, графический лист, эстамп. Произведения декоративного искусства также в строгом смысле слова не следует называть картинами, поскольку декоративные росписи обретают художественный смысл только во взаимосвязи с окружающей средой (архитектурой, плоскостью декорирования, формой изделия). Книжная миниатюра, иллюстрация связаны с форматом страницы и книгой как «целостным организмом» (определение В. А. Фаворского). Подготовительные эскизы, этюды) в отличие от законченного произведения также не являются картинами (допускается лишь разговорное: «картинка»). Распространённое мнение о том, что картина должна представлять собой наглядное, убедительное и даже иллюзорное, изображение, также неверно. Картина может быть и абстрактной, и даже незавершённой, но обязательно замкнутой «самой в себе».
Изображения картинного типа характерны для западноевропейского классического искусства, поскольку живописная картина как произведение относительно самостоятельного станкового творчества отделилась от архитектуры и художественных ремёсел только в эпоху итальянского Возрождения, хотя история живописной картины на досках (пинаках) начиналась ещё в Античности. На Востоке морфологические процессы в искусстве протекали иначе. Так, например, в Китае живописцы работали на свитках, в Японии расписывали ширмы и веера. Картина — европейское понятие.
Живописная картина как материальный объект (деревянная доска, холст, картон), ограниченный профилированной рамой, на поверхности которого создаётся особое — концептуальное — изобразительное пространство (независимо от того, имеет оно иллюзорные свойства или нет), представляет собой, по справедливому определению С. М. Даниэля, «невозможный, парадоксальный объект», определяемый дуализмом категорий «быть» и «казаться». С физической точки зрения картина является двумерной поверхностью с нанесёнными на неё красками, а с художественной — особым миром, вмещающим в себя пространство и предметы, истинные физические размеры которых много больше изображённых на картине. В изобразительном пространстве «картинного типа» могут соединяться предметы, не сочетаемые в действительности; время может быть остановлено или пущено в обратном направлении.
В искусстве авангарда, модернизма и постмодернизма XX века, в противопоставление традиционному картинному восприятию формировались приёмы «клипового мышления», основанного не на композиционном, а на комбинаторном принципе формосложения, чередования цитат, обрывков фраз и осколков форм. В этом смысле история искусства показывает, что изображение картинного типа присуще классическим эпохам, когда сознание человека обладает свойствами целостности и гармоничности отношений с окружающим миром.