Дихотомия в языке представляет собой способ логического деления класса на подклассы на основании двух взаимоисключающих понятий. Узнайте, что такое дихотомия в языке и как она применяется в лингвистике. Понимайте разницу между языком и речью, их взаимоотношения и значение в общении и социальном конструировании реальности. Читайте статью на NOCFN.
Cодержание
Дихотомия (греч. διχοτομία: δῐχῆ, «надвое» + τομή, «деление») является раздвоенностью, последовательным делением на две части, более связанными внутри, чем между собой. В языке дихотомия представляет собой способ логического деления класса на подклассы, которое основывается на полном делении понятия на два взаимоисключающих понятия.
Преимущества и недостатки дихотомического деления
Дихотомическое деление привлекательно своей простотой, так как всегда состоит только из двух классов, которые исчерпывают объем делимого понятия. Каждый объект попадает только в один из классов, деление проводится на основании наличия или отсутствия некоторого признака. Однако, при делении на два понятия остается неопределенность в отношении части, которая относится к классу "не", что может быть недостатком в некоторых ситуациях.
Применение дихотомии
Дихотомия обычно используется как вспомогательный прием при установлении классификации. Она также применяется в методе дихотомии, который используется для нахождения значений действительно-значной функции, определяемых по какому-либо критерию.
Дихотомия "язык/речь" в лингвистике
С давних времен дихотомия "язык/речь" признается центральной и фундаментальной в лингвистике. Она была развита основателем семиотики Фердинандом де Соссюром и является ключевым понятием в ряде гуманитарных дисциплин.
Дихотомия "язык/речь" в работах Фердинанда де Соссюра
Фердинанд де Соссюр разделял язык и речь на два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия. Язык представляет собой систему знаков, основанную на конвенциях и служащую для эффективной коммуникации внутри сообщества. Речь, с другой стороны, является индивидуальным актом, направленным на передачу сообщения посредством комбинации означающих элементов языка.
Для Соссюра язык имел надындивидуальный характер, существуя в коллективе как совокупность отпечатков в голове каждого индивида. Речь же была конкретным использованием языкового кода субъектом, представляя собой коммуникацию и передачу собственных идей и представлений.
Связь языка и речи
Язык и речь неразрывно связаны и взаимообогащают друг друга. Язык сохраняется и транслируется только в практике речи, в вербальном общении индивидов. Язык является инструментом социального конструирования реальности и позволяет людям общаться и понимать друг друга.
Язык и речь также взаимодействуют в онтогенезе и историческом развитии. Речь предшествует языку в онтогенезе, и овладение языком происходит на фоне звучащей речи, которая создается социальным окружением субъекта. В истории язык является и продуктом, и инструментом речи.
Выводы
Дихотомия "язык/речь" является фундаментальным понятием в лингвистике и других гуманитарных дисциплинах. Язык представляет собой систему знаков, служащую для коммуникации, в то время как речь является индивидуальным актом передачи сообщения. Язык и речь неразрывно связаны и взаимообогащают друг друга, играя важную роль в общении и социальном конструировании реальности.