Узнайте, как давление вода оказывает влияние на батискафы и как они преодолевают его. История развития батискафов и роль батискафа "Триест".
Батиска́ф (Bathyscaphe) (от греч. βαθύς — глубокий и σκάφος — судно) является самоходным подводным аппаратом, предназначенным для проведения океанографических и других исследований на больших глубинах. Используя поплавок с бензином для создания положительной плавучести, батискафы отличаются от других глубоководных аппаратов и "классических" подводных лодок.
Структура батискафа состоит из поплавка, гондолы и аппаратуры. Поплавок является легким корпусом аппарата, а под ним закреплен прочный сферический корпус - гондола, где располагается аппаратура, пульты управления и экипаж. Для движения батискафа используются гребные винты, приводимые в движение электромоторами.
История развития батискафов
Вплоть до 1980-х годов батискафы использовались как единственное средство для достижения рекордных глубин. Однако, со временем, громоздкий бензиновый поплавок был заменен на более легкий и прочный корпус, создаваемый с помощью синтетической пены. Это позволило достичь положительной плавучести без использования бензина.
Влияние давления на батискаф
Подводные лодки, построенные по "классической" схеме, имеют ограниченную глубину погружения, связанную с прочностью корпуса и давлением внутри. На глубине 100 м давление составляет 10 кгс/см², а на глубине 1500 м — 150 кгс/см². На глубине 11 тысяч метров давление воды достигает 1100 кгс/см².
Батискафы, используя поплавок с бензином, создают положительную плавучесть для преодоления давления воды на больших глубинах. Однако, современные глубоководные аппараты достигают подобных глубин, используя более легкий и прочный корпус, созданный синтетической пеной.
Роль батискафа "Триест"
Батискаф "Триест" был разработан швейцарским ученым Огюстом Пиккаром и стал исследовательским судном, на котором в 1960 году было совершено рекордное погружение в Марианскую впадину. В 1958 году "Триест" был куплен ВМС США, чтобы удовлетворить интерес к исследованию океанских глубин.
Конструкция батискафа "Триест" включала поплавок, гондолу и аппаратуру. Поплавок изготовлен из стального листа и имеет форму, близкую к цилиндрической. Гондола, изготовленная из более прочного материала, разделена на отсеки для водяного балласта и бензина.
Выводы
Давление воды на больших глубинах оказывает существенное влияние на батискафы. Использование поплавка с бензином позволяет создать положительную плавучесть и преодолеть давление воды. Однако, с развитием синтетической пены, современные глубоководные аппараты достигают глубоких морских глубин без использования бензинового поплавка.