Учение Пифагора о числе как о первоначале мира оказало значительное влияние на развитие философии, математики, астрономии и музыки. Хотя точная реконструкция его учения затруднительна из-за отсутствия сочинений самого Пифагора, его идеи и открытия продолжают вдохновлять ученых и философов в настоящее время. Читайте подробности на NOCFN.
Cодержание
Пифаго́р Са́мосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; около 570—490 годов до н. э.) — древнегреческий философ, математик, теоретик музыки и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
Жизнь и учение Пифагора
По преданиям, Пифагор родился на острове Самос, где в юности изучал различные науки и учился у египетских жрецов, халдеев и магов. Возникшие разногласия с тираном Поликратом вынудили его покинуть Самос и эмигрировать в Италию, где он основал свою школу в полисе Кротон.
Школа Пифагора, известная как Пифагорейское братство, сравнивалась с прообразом христианских монастырей и масонских лож. Она проповедовала метемпсихоз (учение о переселении душ), вегетарианство и гармонию сфер. Школа Пифагора не претендовала на политическую власть, но ее члены имели значительное влияние в обществе.
Пифагор не оставил сочинений, поэтому точная реконструкция его учения затруднительна. Его учениками были те, кто продолжил его работу и развили открытия в области математики, астрономии и музыки. Учение Пифагора оказало влияние на философию Платона и, в конечном счете, на развитие науки в Новое и Новейшее время.
Учение Пифагора о числе как о первоначале мира
Центральной идеей философии Пифагора являлось учение о числе как о первоначале мира. Пифагор пришел к выводу, что в основе мироздания лежит число, которое пронизывает все существующее. Он утверждал, что в каждом числе заключается определенный принцип, закон или сила Вселенной.
Основой его учения была наука чисел, которая была известна египетским жрецам и была продолжена Пифагором. В его работе "Hieros Logos" ("Священное слово"), которая дошла до нас через учеников, Пифагор разработал систему, в которой каждое число представляло определенный принцип или аспект Вселенной.
Сложность пифагорейского учения связана с характером источников, поскольку большинство информации о Пифагоре дошло до нас через работы его учеников и других греческих авторов, написанные спустя несколько столетий после его смерти. Это создает трудности при точной реконструкции его учения и отделении его идей от позднейших интерпретаций.
См. также
Влияние учения Пифагора на развитие науки
Вне зависимости от авторства утверждений, которые приписывались Пифагору, его учение стало основой для открытий в области математики, астрономии и теории музыки. Оно оказало значительное влияние на философию Платона и в дальнейшем на развитие науки в Новое и Новейшее время.
Современные ученые, такие как Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн, высказывались о влиянии учения Пифагора на свои собственные открытия и на развитие науки в целом.
Заключение
Учение Пифагора о числе как о первоначале мира оказало значительное влияние на развитие философии, математики, астрономии и музыки. Хотя точная реконструкция его учения затруднительна из-за отсутствия сочинений самого Пифагора, его идеи и открытия продолжают вдохновлять ученых и философов в настоящее время.
Что нам скажет Википедия?
Пифагор не оставил сочинений, в связи с чем точная реконструкция его первоначального учения, а также отделение от более поздних напластований весьма затруднительны. Пифагору приписывали все открытия пифагореистов. Вне зависимости от авторства тех или иных утверждений, учение Пифагора стало основой для открытий в области математики, астрономии, теории музыки. Пифагореизм оказал воздействие на философию Платона, а через платонизм — на философию Нового и Новейшего времени. О влиянии учения Пифагора на развитие науки и их собственные открытия говорили среди прочих Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн.
Сложность пифагорейского учения во многом связана с характером источников. Их количество со временем после смерти Пифагора возрастает, а достоверность падает.
В IV веке до н. э. Исократ пишет о визите Пифагора в Египет как об общеизвестном факте. Антифон Афинский в произведении «О жизни мужей, отличающихся добродетелью» описывает легенду, что Пифагор получил от тирана Самоса Поликрата рекомендательное письмо к фараону Амасису II. Фараон перепоручил Пифагора жрецам, которые и обучили его медицине и математике, а также допустили к запретным для чужеземцев мистериям.
Кроме Египта, Пифагору приписывали путешествия и обучение у магов и даже посещение Заратуштры, который очистил его от скверны и обучил «законам природы и началам всего»; на Крите спустился с Эпименидом в пещеру на горе Ида; финикийцы обучили его арифметике, а халдеи — астрономии; Филострат расширил географию легендарных путешествий Пифагора Индией, а Ямвлих — племенами кельтов и иберов.