Что было характерно для нарышкинского барокко?
Нарышкинское барокко, или Нарышкинский стиль, представляет собой специфическое направление в русской архитектуре конца XVII - начала XVIII веков. Одно из его главных отличий от архитектуры XVI века - это пронизывающая вертикальная энергия, которая создает пышные волны узоров по граням стен. Характерной чертой нарышкинского стиля является смешение противоречивых тенденций и течений, внутренняя напряженность, а также разнородность структуры и декоративной отделки.
Здания нарышкинского стиля используют формы, заимствованные из западноевропейской архитектуры позднего ренессанса и барокко. В них можно встретить разорванные фронтоны, раковины, картуши, маскароны, геммы, балюстрады с вазами, волюты, спиралевидные колонны на кроншейнах и другие элементы. Особенностью нарышкинского стиля является его театральность и колоритность. Колонны в этих зданиях могут не нести никакой поддерживающей функции, фронтоны могут не прикрывать ничего, а кронштейны могут не держать ничего. Также характерны окна-обманки и другие декоративные элементы.
Нарышкинское барокко представляет собой разнообразие стилей и форм. Нет двух одинаковых храмов нарышкинского стиля, как нет двух одинаковых людей. Нарышкинский стиль играет важную роль в истории русской архитектуры, так как он является связующим звеном между старой патриархальной архитектурой Москвы и новым петровским барокко, возведенным в европейском духе в Санкт-Петербурге.
На почве активного взаимодействия элементов западноевропейской стилистики с основами русского творческого сознания московское зодчество, преобразуясь, явно доминировало и оставалось типично национальным явлением. В нарышкинских сооружениях преобладали русские вкусы и традиции, что проявлялось в их полихромности и разнообразии даже сакральных построек.