Теневая экономика, также известная как скрытая или неформальная экономика, представляет собой экономическую деятельность, которая скрывается от общества и государства и не подлежит официальному контролю и учету. Она является неофициальной частью экономики, но не охватывает всю экономическую активность...
Cодержание
Введение
Теневая экономика, также известная как скрытая или неформальная экономика, представляет собой экономическую деятельность, которая скрывается от общества и государства и не подлежит официальному контролю и учету. Она является неофициальной частью экономики, но не охватывает всю экономическую активность, так как не включает деятельности, которые не скрываются специально от общества и государства, такие как домашнее или общинное хозяйство. Теневая экономика также включает нелегальные и криминальные виды деятельности, хотя не ограничивается только ими.
Структура теневой экономики
Теневая экономика имеет разнообразные масштабы и виды деятельности. От огромных доходов, получаемых от преступных предприятий, таких как наркобизнес, до незначительных платежей, которые идут в обход официальных процедур. При попытке классифицировать теневую деятельность по отношению к официальной экономике можно выделить три сектора:
- Скрытая экономика: включает в себя легальные виды производства, которые скрываются с целью уклонения от уплаты налогов и других законодательных ограничений.
- Незаконное производство: включает в себя производство и распространение наркотиков, контрафактной продукции и других нелегальных видов деятельности.
- Неформальное производство: включает в себя законные виды деятельности, которые не фиксируются официально, например, деятельность в деревнях или небольшие предприятия.
Оценка теневой экономики по данным МВФ
Международный валютный фонд (МВФ) провел исследование, оценивающее масштабы теневой экономики в 158 странах мира на основе новых методов оценки, разработанных в 2010-2017 годах. Данные МВФ показывают, что доля "тени" в России составляет 33,7% от ВВП. Это высокий уровень, который приближается к странам Африки и превышает оценки для Восточной Европы.
Тем не менее, тренд на сокращение теневой экономики в России после 2014 года пока не подтверждается. Существует значительный разброс оценок размера теневой экономики в России, от 23% до 40% от ВВП. Методика оценки теневой экономики, используемая МВФ, учитывает незаконный бизнес и другие аспекты, что может объяснить отличия в оценках.
См. также
Методы оценки теневой экономики
Для оценки теневой экономики МВФ использует несколько методик, таких как:
- Модель MIMIC, которая позволяет учитывать несколько факторов и устранять проблему "двойного счета".
- Методика спроса на денежном рынке (CDA).
- Метод "учета предсказанного значения" (PMM), который позволяет учесть прогнозные значения.
Микроисследования были проведены МВФ в разных странах, чтобы уточнить методики и получить более точные оценки.
Оценка теневой экономики в России
Оценка теневой экономики в России имеет высокую актуальность, так как различные методики дают значительные различия в оценках. Глава Росстата Александр Суринов заявил, что теневая экономика в России составляет 16% ВВП и занята примерно 13 миллионами человек, что составляет 17-18% экономически активного населения.
Оценка теневой экономики требует измерения явления с разных сторон и сопоставления результатов. Методы оценки могут включать анализ доходов и расходов, деклараций о доходах, а также других факторов, которые могут указывать на наличие теневой экономики.
Заключение
Теневая экономика представляет собой значительную часть экономической активности, которая скрывается от общества и государства. Она включает разнообразные виды деятельности, от легальных до нелегальных, и имеет различные масштабы в разных странах. Оценка теневой экономики требует применения различных методов и учета различных факторов. Россия имеет высокий уровень теневой экономики, что требует дальнейшего изучения и принятия мер для уменьшения ее масштабов.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Развитие финансового кризиса началось в США. Если не по глубине, то по масштабам и последствиям этот кризис сопоставим лишь с Великой депрессией 1930-х годов.
По заключению обнародованного в январе 2011 года итогового отчёта созданной по решению президента США Барака Обамы специальной комиссии Конгресса США по расследованию причин кризиса 2008—2009 годов, кризис спровоцировали следующие факторы: провалы в финансовом регулировании, нарушения в области корпоративного управления, которые привели к чрезмерным рискам; чрезмерно высокая задолженность домохозяйств; широкое распространение «экзотических» ценных бумаг (деривативов), рост нерегулируемой «теневой» банковской системы.
В начале декабря 2008 года Статистическое управление Евросоюза сообщило, что ВВП еврозоны в третьем квартале 2008 года снизился на 0,2 %, как и в предыдущем квартале: европейская экономика вошла в период рецессии впервые за 15 лет. По данным Евростата, опубликованным в феврале 2009 года, промышленное производство в Евросоюзе в декабре 2008 года снизилось на 11,5 % в годовом выражении, а в еврозоне — на 12 %, такое сильное падение отмечено впервые с 1986 года, когда начала вестись общеевропейская статистика.