Одометр (Odo) в автомобиле представляет собой прибор, который измеряет количество пройденных километров. Этот прибор является одним из важных компонентов на приборной панели автомобиля и позволяет водителю отслеживать пробег автомобиля.
Cодержание
Одометр (Odo) в автомобиле представляет собой прибор, который измеряет количество пройденных километров. Этот прибор является одним из важных компонентов на приборной панели автомобиля и позволяет водителю отслеживать пробег автомобиля.
Что измеряет одометр
Одометр измеряет количество километров, которое проехала машина. Он основывается на подсчете вращений колеса автомобиля. При каждом обороте колеса, одометр увеличивает свои показания на определенное расстояние.
У одометра обычно есть два вида показаний:
- Общий пробег автомобиля - показывает общее количество километров, пройденных автомобилем с момента его производства.
- Суточный пробег - показывает количество километров, пройденных автомобилем за определенный период времени. Этот показатель может быть сброшен вручную для отслеживания пробега на определенном участке пути или за определенное время.
Как работает одометр на автомобиле
Существует три основных типа одометров:
- Механический одометр: этот тип одометра использует трос, который соединяется с выходным валом коробки передач. При вращении колеса, трос передает вращение механическому счетчику, который имеет несколько барабанов с цифрами. Показания одометра формируются в зависимости от положения цифр на барабанах.
- Электронно-механический одометр: в этом типе одометра вращение троса фиксируется при помощи электронного счетчика. Показания одометра передаются на индикатор приборной панели.
- Электронный одометр: в электронном одометре отсутствует трос. Вместо этого, для подсчета расстояния используются датчики Холла или другие электронные компоненты. Показания фиксируются бортовым компьютером автомобиля. Электронные одометры считаются наиболее точными и надежными, но могут иметь погрешность измерения до 5%.
См. также
Причины искажения показаний одометра
Показания одометра могут быть искажены по разным причинам. Например, пробуксовка колес, когда они вращаются, но автомобиль стоит на месте, может привести к искажению показаний одометра.
Хотя такие ситуации являются редкостью и составляют незначительную часть от общего пробега автомобиля, они могут привести к искажению показаний одометра при больших значениях пробега.
Важно отметить, что одометр не может быть обнулен. Некоторые мастера пытаются скрутить показания одометра, но это не рекомендуется.
Итоги
Одометр - это прибор на приборной панели автомобиля, который измеряет количество пройденных километров. Он основывается на подсчете вращений колес автомобиля. Одометр может иметь разные типы - механический, электронно-механический или электронный. Показания одометра могут быть искажены различными факторами, такими как пробуксовка колес. Важно помнить, что одометр не может быть обнулен, и попытки его скрутки не рекомендуются.
Надеемся, данная статья была полезной и помогла вам разобраться в том, что такое одометр в машине.
Источники:
1. https://www.drive2.ru/articles/odomety/
2. https://www.rusautomarket.ru/articles/34/101.html
Что нам скажет Википедия?
Одо́метр (др.-греч. ὁδός «дорога» + μέτρον «мера»), в просторечии счётчик — прибор для измерения количества оборотов колеса. При помощи него может быть измерен пройденный транспортным средством путь. Первый одометр был изобретён Героном Александрийским.
Одометр преобразует пройденный путь в показания на индикаторе. Обычно одометр состоит из счётчика с индикатором и датчика, связанного с вращением колеса.
Видимая часть одометра — его индикатор. Механический индикатор содержит ряд колёсиков (барабанов) с цифрами на приборной доске автомобиля. Каждое такое колёсико разделено на несколько секторов, на каждом секторе последовательно написано по цифре. По мере увеличения пройденного транспортным средством пути колёсики вращаются, образуя число, обозначающее пройденную дистанцию.
Счётчик может быть механическим, электромеханическим или электронным, в том числе основанным на бортовой ЭВМ. В современных автомобилях обычно используется датчик Холла.
Если принять, что скорость точки колеса, которая соприкасается с опорной поверхностью (дорогой, рельсами и т. д.) равняется нулю, или, иными словами, наблюдается полное сцепление колеса и опорной поверхности, то справедливо следующее соотношение:
Угол поворота колеса ( Ω ) будет равен:
Если выразить полный пройденный путь через число оборотов колеса ( n ), то можно получить соотношение:
Скорость будет равна:
По аналогии можно найти и ускорение транспортного средства (ТС). На использовании отношения (1) построены хронометрические спидометры.
В реальности радиус колеса изменчив, а идеальное сцепление с опорной поверхностью невозможно. Поэтому, если колёса вращаются с одной скоростью, то при повороте возникает пробуксовка и пройденный путь по внутренней траектории отличается от пути по наружной траектории. Их соотношение определяется формулой:
Если же колёса вращаются с разной скоростью, то измерение пройденного пути ТС производится двумя одометрами.
При измерении одометром приращения по координате X , составляющего Δ X , необходимо учитывать проскальзывание колеса, характеризующееся коэффициентом m k . Погрешность измерения приращения равна:
Чжан Хэну (78–139 гг. н. э.) часто приписывают изобретение первого одометра, хотя его также приписывают Архимеду (287–212 гг. до н. э.) и Герону Александрийскому (10–70 гг. до н. э.). Подобные устройства использовались римской и китайской хань-империями примерно в тот же период. В Ⅲ веке в Китае была изобретена повозка для измерения пройденного расстояния, по-китайски это устройство называлось 记里鼓车 (пиньинь jì lǐ gǔ chē, палл. цзи ли гу чэ) или «счетчик пути, пройденного повозкой в ли (li)» (современное измерение ли = 500 м).